// -->
Содружество литературных сайтов "Сетевая Словесность"







О проекте
Визитки
Свежее
Мелочь
Архив
Авторы
Отзывы
Конец классической немецкой философии
ДОЖДЬ. УЛИЦА. ФОНАРЬ...

Дождь пошел, едва только стемнело, и в приоткрытое окно сразу же запахло озоном, но не приятным летним, а холодным и наполненным веянием земляной грязи осенним. Запах прямо-таки заставлял приходить в отчаяние от какой-то безнадежности и бессмысленно смотреть сквозь мокрые и почти голые ветви за окном на светящийся фонарь напротив подъезда.

Возникало неумирающее подсознательное (может быть, фрейдовское?) желание сотворить из праха земного самострел, посылающий в мировое пространство мелкие камешки, и с его помощью уничтожить источник электромагнитного излучения, разбив лампу 1. Наборы упреков в адрес того, кто "светит, но не греет", произносились пусто и серьезно, без тени улыбки, и таяли в мокрой ночи.

Изредка попадая в оконное стекло, капли небесного конденсата рождали неповторимый неправильный ритм, сравнимый только с ритмом шуршания волос при их беспорядочном расчесывании. Ритм этот порождал ощущение понимания тайны иррационального, постигаемого с помощью рациональных звуков речи и тождественных им значков на бумаге.

СВЕРХ-Я

Из-под комка одеяла в угловой комнате первого этажа пятиэтажного дома высовывались остатки разумного существа, лежащего головой на подушке и приоткрывшего рот. Разум, покинув оболочку 2, стал каким-то Сверх-Я в мире спальни, пока порыв ветра на улице не напомнил ему об окружающем его в данный момент Белом Свете. Сверх-Я вылетел из спальни в прихожую, из прихожей совершил переход в область нематериального, ворота в которую находились около стены, разделявшей кухню и ванную, а по области нематериального просочился в чисто умозрительный район сна. Здесь шел бесконечный сон, который Сверх-Я представлял себе так же, как и первобытный человек свои сновидения считал прогулкой излетевшей из тела души: сон, мол, - это действо покинувших свои оболочки форм таких же "Сверхов"...

Сверх-Я сам не понимал, что происходит в районе сна, но ему этот район нравился. Он был уютным, обжитым, и сюда тянуло снова и снова.

ПАРОВАЯ МАШИНА И КРАЙ СВЕТА

Навстречу Сверх-Я попался парень в синей школьной форме, едущий на странной паровой машине 3. Машина была полужелезной, полудеревянной, пыхтела и выбрасывала клубы черной копоти. Парень увидел Сверх-Я, любопытно-насмешливо захихикал, раскрыл широко голубые глаза и вдруг сказал серьезно:
- Сергей Владимирович просил передать какую-то карту, но ее в училище связи уже без тебя нарисовали.
- Я должен был передать? - переспросил Сверх-Я.
- Нет, тебе 4, - сказал парень в школьном костюме, повернул руль и уехал, попыхивая дымом из машины. Удаляясь, он снова повернулся лицом, и над верхней его губой единосекундно вылезли из кожи редкие усы, а из-под машины выпала металлическая табличка:

Е. и В. механiкъ ПОЛЗУНОВЪ и Ко

Сверх-Я попытался поднять табличку, не надеясь особо на успех, так как по собственному опыту знал, что во-первых, это область сна, а во-вторых, сам он нематериален. Но табличка оказалась ничуть не материальнее. Подняв ее,

1 Лампа фонаря перед 6-м подъездом дома 15 корпус 1 по улице Бирюзова гасла 11 раз в течение 1987-1989 годов. В нескольких случаях причиной была именно стрельба по фонарю из пневматического ("воздушек") и огнестрельного ("поджигных") оружия. Как ни странно, впоследствии лампа гасла все реже...

  2 Выход души из тела  -  частый прием философского эксперимента. Правда, здесь он не употребляется для того, чтобы взглянуть себя со стороны и лучше понять: здесь душа анализирует именно себя, а не наблюдает за телом. И через познание души читатель пытается составить мнение о личности.

3 Паровая машина изобретателя Ползунова, жившего в России в конце XVIII века  -  исторический факт. В сталинские времена, когда нужно было доказать, что в России все изобретения появлялись раньше, чем в Европе, Ползунов всячески восхвалялся, и это восхваление сочеталось с замалчиванием того факта, что Джеймс Уатт в Англии собрал подобную же машину на 20 лет раньше. В 56-й школе Ползуновым иногда называли Александра Плясунова, имевшего некоторые технико-дизайнерские наклонности.

4 Достаточно сложная ситуация, постоянно встречающаяся в практике пассивного и подчиненного человека: все действия вокруг совершаются как бы не ИМ, а в отношении НЕГО. В результате любая его промашка (что-то не успел, что-то сделал не так)  оценивается именно так: "сделали без МЕНЯ" (т.е. оно стало продуктом и заслугой других).


Сверх-Я приладил к куску железа кусок веревки и повесил на бок стоящей у кювета лошади. Лошадь была недовольна; она взбрыкнула задними ногами и мотнула головой - табличка перевернулась. На обратной ее стороне красовался Дядя Белый Череп и слова:

НЕ ВЛЕЗАЙ ! УБЬЕТ! 5

Печально взглянув на табличку, Сверх-Я двинулся вдоль дороги. Дорога шла по голому полю, но лишь с той всегда удивлявшей Сверх-Я особенностью, что горизонт находился в какой-то абсолютной системе координат: при движении линия горизонта впереди приближалась, а позади удалялась 6. Сверх-Я практически летел над полем и все больше наращивал скорость - и Край Света в ответ приближался с катастрофической скоростью. Никогда раньше он не пересекал линию горизонта, и когда это все-таки случилось, почувствовал в груди Кайфовый Ужас, сжимающий средостение при падении во сне с девятого этажа 7 или при взлете наяву качелей...

КИНОМЕХАНИК

Сверх-Я проскочил Край Света и взмыл вверх. Под ним расстилалось уже не голое поле, а девяти- и двенадцатиэтажные новостройки. Посреди жилого массива стояла старомодная котельная, дымя шестиэтажного роста трубой. Из котельной изредка выходил подышать воздухом молодой немой негр 8, повесивший как-то над входом плакат на безупречном русском языке:

Скучно на Этом Свете, господа!

Сверх-Я снизился и сел на лавочку у кинотеатра. Кинотеатр строился множество лет. Он еще не имел крыши, но кино уже шло 9. Тут же суетились строители, укладывая краном очередное перекрытие.
-        Эй! - крикнул из-за стены киномеханик. - Брось сюда сигаретку!

Сверх-Я мысленно перенесся на дорогу в черте горизонта, но сигарет в стоящем у дороги ларьке не было.
- Нету! - крикнул он киномеханику.
- Жалко, - сказал тот, плюнул, грязно выругался и принялся заряжать новую часть фильма в аппарат. Строители попытались прикрыть его сверху железобетонной плитой, но услышав ругань, отвели ее башенным краном в сторону.

Им было нелегко. Однажды они уже начинали выкладывать последний этаж, но заезжая комиссия велела ломать предпоследний 10.

5 Почти дословная цитата из детской повести Эдуарда Успенского про изготовление лодки-байдарки.

6 В повести "Конецъ классiческой философiи" постоянно противопоставляется материалистический и идеалистический взгляд на мир. В средние века в Европе идеалистические взгляды выражали в основном христианские церкви и их богословы, а многие из них поддерживали господствующее мнение о плоскости Земли. В мире с плоской Землей линия горизонта действительно приобретает свойства самостоятельности, независимости от положения наблюдателя, абсолютной неподвижности (все время на одном и том же месте), а следовательно, будет приближаться при движении в сторону нее.

7 Вегетососудистая реакция. К счастью, медициной увлекается не такая большая часть человеческого общества, и скучное занятие сводить к физиологии все "движения души" не настолько захватило общество.

8 В 56-й школе Рязани одно время было популярно "разговаривать без слов" посредством вытаскиваемых из кармана заготовленных бумажек с надписями. Один из заготовленных таким образом диалогов звучал следующим образом: "Ты негЕр?"  -  "Я не негЕр!"

9 Кинотеатр в микрорайоне Канищево первоначально по проекту обещали выстроить к 1984 году, потом срок сдачи постоянно переносился, в результате чего здание стоит недостроенным до сих пор.

10 При строительстве первого двенадцатиэтажного (кирпичного) дома в микрорайоне Канищево строители ломали и заново выкладывали третий этаж из-за первоначального брака (отклонение стены от отвесной линии).


СКАЛА

С небес спускалась дымка, сгущавшаяся все больше и больше. Солнце задыхалось в тумане. Сперва оно стало похоже на автомобильную фару, потом стало смотреться как сквозь матовое стекло, и наконец вообще исчезло. Множество тихих гитарных аккордов вкупе с роем шорохов наполнило мир. Сверх-Я на ощупь двинулся вперед и не услышал собственных шагов.

Таинственность и непредсказуемость присущи даже реальному туману. Окутанные стопроцентно влажным воздухом ветви деревьев вглядываются вдаль, стремясь увидеть там свет желтых фонарей - единственного, что пронизывает мглу. Но туман ирреальный гораздо непредсказуемее. Достаточно всего секунды, чтобы из него там, где и не ждешь, выросла огромная серая скала.

Подул ветер. Обрывки тумана летели вдоль отвесной кручи, у подножия которой стояла пустая оленья упряжка. По камням карабкались два человека в меховых шубах и шапках 11. Демонический хохот раскатывался над их головами и колебал скалу, разлетаясь эхом по ущельям. Два человека мужественно орудовали молотками, вбивая зубила и закрепляя микролестницы.
-        Сорвемся, однако, - бормотал тот, что лез вторым.

Действия альпинистов были явно несогласованы. Оба со страхом поглядывали вверх, где каменная стена вонзалась в сливающиеся с туманом серые тучи.

СОН АРТИЛЛЕРИСТА

"Вниз сквозь облака скользят воспоминания, они спешат ко мне. Где-то там, in the space between the heavens and in the corner of some foreign field I had a dream... Здесь герои старых войн медленно ковыляют по улицам, здесь можно во весь голос поговорить о сомнениях и страхах, и никто больше не исчезнет без вести, и больше никогда их стандартные призывы не постучатся в дверь. And maniacs do not blow holes in bandsmen by remote controle. And no one kills the children anymore... Ночь за ночью этот сон приходит ко мне, сон артиллериста в дальнем краю чужой земли. Он спит, и того, что сделано, не воротишь..." 12

Чайка разбежалась, подпрыгнула и полетела над серым от пены и тумана морем, бьющимся о подножие черной и высокой скалы. В море виднелись рогатые головы весело плывущих к берегу оленей. Сани, в которые они еще недавно были впряжены, разбило о прибрежные камни.

ПОДСТРАХУЙ

Лавины снега и град льда низвергались с вершин каменных пиков. Тем не менее два меховых человека упрямо лезли и лезли вверх, выбиваясь из сил. Сверх-Я приблизился к переднему, невидимый для него, и взглянул в перекошенное лицо. Это был узкоглазый черноусый человек. Он уцепился рукой за верхнее зубило, тяжело дыша, и повернув голову вниз, крикнул партнеру:
- Эй! Подстрахуй!
- Сам подстрахуй! - хрипло донеслось снизу.
- От подстрахуя слышу! - не остался в долгу первопроходец.

Сверх-Я покинул альпинистов. Он мысленно вернулся в комнату, где спал на кровати его alter ego, считавший своим alter ego его, и не верящий в то, что сейчас Сверх-Я вполне реален. Впрочем, Сверх-Я тоже не очень-то верил в существование ТОЙ реальности, но где-то в глубине его все же теплилась искорка сомнения: ведь он, будучи наполнением формы того, который есть оболочка, живет вместе с ним в реальном мире! Там существуют гравитация, электромагнетизм, там властвует бытие, а не небытие.

"Быть может, и материя тоже может быть бытием? Быть может, бытием надо считать все, что проявляется через законы на Том и на Этом Свете? И если на одном Свете бытие - это реальность, то на другом - еще что-то?... Я должен быть Сверх-Я, а самого так и подмывает противоречить принципам эклектизма. Видимо все-таки материя не подчинена сознанию изначально. Она лишь проявляется Тут иногда в подчиненном состоянии. Быть может, на Том Свете, где спит на кровати alter ego, материя первична..."

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Электрическая лампочка вспыхнула внезапно. На паровой машине въехал усатый школьник и усмехнулся.
- Не дыми в комнате, а? - попросил Сверх-Я.
- А ты отдай табличку, - потребовал парень. - У меня табличка упала.

Пришлось мысленно обшарить взором мир в черте горизонта. Лошадь жевала сено. Сверх-Я указал на нее Ползунову.
- Багган жевьяль тггавю... 13 - безбожно картавя под француза, протянул въехавший и снял табличку с бока лошади. Акцент у него получался непохожий.
- Ну, как Сергей Владимирович? - спросил Сверх-Я.

11 Достаточно известный в конце 80-х годов анекдот о чукчах: "Подстрахуй!"  -  "Сам подстрахуй!"  -  "От подстрахуя слышу!"

12 Pink Floyd "The artillerist’s dream", цитаты на русском и английском языках.

13 Тогдашняя шутка, показывающая, как легко, коверкая слова, сделать свою речь похожей на французскую.



Сергеев Владимировичей было два. Вместе они смотрелись как три буквы в конце загадочного прилагательного среднего рода "ДЛИННОШЕЕЕ", порождающие согласно правилам языка друг друга 14. Первый Сергей Владимирович был триедин, второй же проистекал из второй буквы первого и становился его третьей буквой 15.

НАТАШКА

- Загадка, - вздохнул школьник Ползунов.
- А Наташка?
- Наташка себе зуб вставила.
- Золотой?
- Да нет, сейчас все ведь дорого... Железный. Под золото.

Сверх-Я задумался. Ему нужно было видеть Наташку. Только не в синем плаще. Лучше в голубой осенней курточке. Он мысленно поменял Ползунова и Ко на Наташку. Получилось неплохо, но не совсем то. Когда шум паровой машины затих вдали, перед ним появились две девушки. Одна была Наташка, а вторая скромно стояла рядом в позе Сабрины и поглаживала здоровенные груди.
- Я не заказывал секс-бомб, - удивился Сверх-Я.
- Во-первых, здравствуй, - сказала Наташа.

Он вспомнил, что по имени его называли только в мире его формы. Никто ни разу так и не назвал его никак в Этом Свете. Поэтому, едва отделившись от оболочки, Сверх-Я уже не мог сказать, как его зовут. Впрочем, утешал он себя, имя - вещь слишком реальная, чтобы жить с ней в ирреальном мире...

Но - Наташка!
Наташка казалась в ирреальном мире такой же реальной, какой ирреальной считалась Там, у "реалистов-аутистов 16", как звал Сверх-Я обитателей мира форм. Иногда он про себя уважительно называл Наташку Сверх-Она. И хихикал.

14 Ассоциация со строчкой из Высоцкого: "На слово ДЛИННОШЕЕЕ в конце пришлось три Е..."

15 Почти дословное повторение подчинения ипостасей в составе Троицы, но в католическом его варианте, где Святой Дух исходит "и от Сына".

16 Человек, которого не всегда понимают окружающие, как правило, чаще замыкается в себе и пытается разобраться в собственных мыслях и чувствах.



РИТКА

- Здравствуй, - сказал Сверх-Я.
- Это моя подруга, - познакомила девушка.
- Туська меня везде с собой таскает, - пояснила секс-бомба, прислушиваясь к шагам за окном.
- Я ей всех соблазняю, - улыбнулась Наташа. - Все мои знакомые в нее уже влюблены.
- Неужели в этом дурацком мире существует любовь? - воскликнула бомба. - Здесь даже мужиков-то нет, тени какие-то...

Сверх-Я не знал, как ее утешить, потому что и прежде мало задумывался о любви (ему, кажется, хватало чувств, постигаемых через форму), но чувствовал, что надо показать себя человеком умным и рассудительным:
- Ну и воплотись, кто тебе мешает? Реальный мир не так уж недоступен, - беззвучно обратился он к красавице.
- Говори вслух, - попросила Наташа. - Ритка дура, она тебя так не поймет.
- Я все поняла, - обиженно откликнулась Рита. - Но я не могу. У меня нет формы 17. Я твой Тот Свет только во сне и видела...

МАЛЬМСТРИМ

"Когда решаешь одну проблему, а натыкаешься на другую - но не внутри первой, а просто как на сопутствующую ей, первым желанием бывает просто отбросить ее. Потом понимаешь, что без нее не обойтись. Ты хватаешься за нее и пытаешься ее решать. И сразу же обнаруживается проблема номер три, находящаяся в таком же отношении ко второй, как вторая к первой. И она втягивает тебя, как этот норвежский Мальмстрим 18, а выбрасывает с готовым решением уже совсем в другой системе координат, которую ты сам успел незаметно создать в процессе решения. В новой системе координат второй проблемы вроде бы как уже и нет, зато первая абсолютно нерешаема. И тогда, оставшись один, ты начинаешь плакать и уничтожаешь систему координат.
Потому что зачем тебе точка опоры, если нет рычага, к которому можно приложить руки? 19..."


ШОССЕ

Не было Риты, не было Наташи. Сверх-Я бесцельно двигался над шоссе, делающим на небольшом протяжении семьдесят две извилины 20 посреди глухого хвойного леса. Редкие огоньки автомобильных фар мерцали в сумерках, освещая дорогу. С высоты птичьего полета шум моторов КамАЗов и ЗИЛов казался зудением комаров, очень многочисленных летом в этих болотистых местах.

Перпендикулярно шоссе, удаляясь от него, шли вглубь леса Сергей Владимирович и Наташа. Сергей Владимирович обнимал ее за плечи рукой и шептал на ушко:
- Красные шерстяные штаны, красный свитер, белый пояс, белые кожаные сапожки на шпильках, белый шерстяной шарф, бежевое красивое пальто, бежевый берет с белой полосой, белое...

Наташа кивала, полузакрыв глаза, раскрыв губки и млея от удовольствия.

В двадцати шагах позади них, не выдавая себя в осеннем лесу ни единым хрустом, невидимо и неслышимо пристроился Сверх-Я. Он грустил. Он не знал, отчего ему грустно. Наташу он не ревновал - в реальном мире оболочки Наташи и Сергея Владимировича никогда не приближались друг к другу ближе чем на сто пятьдесят километров.

17 Христианский мыслитель III века Ориген допускал, что на небесах уже существуют души, еще не воплотившиеся в младенцев людей, и ждущие своей очереди.

18 Гигантский водоворот у берегов Норвегии, в средние века внушал мореплавателям ужас.

19 Перефразировка Архимеда: "Дайте мне точку опоры, и я переверну этим рычагом Землю!"

20 Дорога от Рязани до Спас-Клепиков, по словам шоферов, часто ездящих во Владимир, насчитывает именно 72 поворота. Они зовут эту дорогу "Тещин язык".



БЕЛЫЙ ЧЕРЕП

- Что пасмурен? - спросили Сверх-Я откуда-то с дерева.
-Так, - беззвучно сказал он и взглянул вверх. На ветке сидел, удобно устроившись в развилке, Дядя Белый Череп 21.
- Как жизнь? - спросил он снова.
- Хорошо. А у тебя?
- Тоже неплохо. Вот тут весной разлив был, в овраге берег крутой подмыло, ну там, где наверху кладбище. Вот, теперь там у меня т друзья нашлись... А ты все о Наташке думаешь?

Сверх-Я промолчал. Он пожалел, что никогда не спрашивал у Наташи, в каком конкретно доме и квартире рациональной системы координат обитает ее форма. Уж он-то уговорил бы свою оболочку совершить небольшое путешествие...

- А я сам звонил ей, - ухмыльнулся Дядя Белый Череп. - Только с ней, по-моему, живет в квартире то ли дядя, то ли еще какой-то тип.
- Тип?
- Ну да. Я раз пять набирал номер, но толку не было. Подходил этот дурак. Наконец он ехидно заржал и спросил, чего я, мол, молчу. И обозвал меня женихом. Больше звонить не хочется. Когда мне напоминают, что я могу стать женихом, вся любовь у меня пропадает.
- Ты звонил ей Здесь? - удивился Сверх-Я.
- Нет, Там, - клацнул Дядя мандибулой.
- Там?! У тебя что, тоже есть форма?

Череп рассмеялся от гордости за себя, и его processus stiloideus с обеих сторон зашевелились, чего никогда не бывает в Реальном Свете.
Сверх-Я все понял и печально улыбнулся.

ОГНЕННЫЙ КРЕСТ 22

Туман потихоньку рассеивался. Подул свежий ветер, разорвавший в клочья мглу даже в сырых низинах. Тропинка привела к обрыву, под которым до самого горизонта расстилалась уже настоящая хвойная тайга.

Сверх-Я глянул в последний раз на Сергея Владимировича с Наташкой, свернувших прочь от обрыва и по-прежнему занятых только друг другом. Он разбежался и прыгнул вперед с обрыва - воздух мягко подхватил его и понес вперед. В ушах снова засвистело от страшной скорости приближения линии горизонта. Тайга под ним вспыхнула, как под пролетающим метеором, и взметнула к небу языки желтого пламени. Огонь пожирал лес в форме правильного креста. Бешеный темп пожара отражался на тишине небес, как яркий свет огня - на темно-зеленом море деревьев. Сверх-Я услышал слова песни, звучавшей в Реальном Свете:

Шаг за шагом - босиком по воде;
Времена, что отпущены нам,
Солнцем в праздник, солью в беде
Души резали напополам... 23

21 Самый загадочный персонаж Того Света. Впоследствие выяснится, что он тоже имеет реальный прототип: этот человек жил в центре Рязани недалеко от площади Ленина.

22 Два года спустя так же назвал свою наконец-то опубликованную книгу штангист Юрий Власов  -  совершенно независимо от автора "Конца философiи".

23 Группа "Алиса", альбом "Блок Ада", песня "Красное на черном".


ЗА ГОРИЗОНТОМ

Вторично пересекая линию горизонта, Сверх-Я вторично испытал сладкое чувство качельной практики. Под ним снова мелькнули девятиэтажные дома. Негр мирно курил на лавочке возле своей котельной. На его майке виднелась надпись "I am not black 24", сделанная от руки. Стая мелких косточек - то ли человечьих, то ли какого-то животного - кружили, словно, воробьи, над крышей 25, крытой рубероидом. Киномеханик закончил сеанс и шел домой, попыхивая все-таки раздобытой у кого-то "Шипкой". Мир за чертой горизонта был таким светлым и теплым, дышал такой умиротворенностью, что Сверх-Я, только что покинувшему лесную тропинку, впервые за его сегодняшнюю прогулку по Этому Свету стало спокойно и хорошо.

АГНОСТИЦИЗМ 26

"Философы, даже диалектики, никогда не смогут объять своей "наукой" всего, что представляется разуму даже всего лишь в одном ограниченном сне, потому что они считают задачей философии постижение общих законов построения и развития мира. Они отказываются предположить с самого начала, что Мир не один, и что законы их, то есть Миров, непредсказуемы. Более того - там, по другим законам, живут свои философы, а поскольку миры существуют, не соприкасаясь... Короче, покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне, нарисуй мне портреты погибших на этом пути 27.

Если один человек живет в трехмерном, или с учетом времени, в четырехмерном пространстве, то он не воспринимает что-то, существующее, допустим, в шести измерениях. Представим себе человечка, плоское, как математическая абстракция, и существующее только на одной плоскости - тоже чисто математической, то есть в двух измерениях. Оно, это существо, движется по плоскости, а мы берем и протыкаем плоскость на его пути шестигранным карандашом. Существо изумлено. Оно двигалось себе, и вдруг на пути его неизвестно откуда возникла дыра-шестиугольник. Оно пока что не может понять природы дыры. Вынимаем карандаш. существо еще более озабочено, не понимая, куда делась эта странная геометрическая фигура. Это пример всего лишь того, как трехмерное пространство огорошивает человека (а плоское существо способно мыслить, как мы), к нему не подготовленного.

И это еще реальный мир! А ирреальные миры, где все вообще как во сне (впрочем, почему "как"?) - миры, которые подразделяются на множество степеней и приемов "шиворот-навыворотов"... В общем, в философии нет и не может быть верных ОБЩИХ умозрительных выводов. Если же наука постигает частные, а не универсальные истины, и честно в этой своей "частности" признается - это уже не философия...

А значит, понять толком и навсегда ничего невозможно. И я - чистейшей воды агностик.
Так какой же я после этого Сверх-Я?..."


ФИЛОСОФ И БРЮС СПРИНГСТИН

Голубовато моргал телевизор, слегка озаряя тьму подземного этажа морга. На экране светилось лицо Брюса Спрингстина, и железные двери одной из секционных со скрипом раскачивались в такт его музыке.

Лысенький дяденька в очках, сидевший в кресле перед телевизором, подрабатывал здесь ночными дежурствами. Вообще-то он преподавал совсем на другой кафедре.
- I had a stadions, - говорил Брюс, поправляя повязку на длинных волосах. - And you must to seet. Do you understand me?

  24 См. сноску 8.

25 На одном из диктантов в 56-й школе в начале 80-х годов ученики начали ради прикола переиначивать смысл диктуемого. "Пришла весна, прилетели ласточки" превратилось в "Пришла смерть, прилетели косточки". В переделанном таким образом диктанте "черный кот" был заменен как раз на "Белый Череп".

26 Философское направление, утверждающее, что познание невозможно, потому что все в мире случайно и т.п. Кстати, агностики говорили, что верить в Бога бесполезно, потому что мы так никогда и не узнаем, есть Он или Его нет.

27 Опять цитата. Группа "Кино", альбом "Группа крови", песня "Война".


Лысенький дяденька не понимал.  Ему очень хотелось смотреть кино по другому каналу, но Брюс, которого он побаивался, запрещал переключать телевизор 28. Дяденька нервничал и без конца повторял, озираясь по сторонам и сжимая пальцы:
- Я философ... Я философ... Я философ...
- What is phylosophy? - презрительно отзывался Спрингстин, выговаривая тщательно каждую букву последнего слова.
Сверх-Я стало жалко телезрителя, он подошел и переключил телевизор на другую программу. Кино, однако, не было и там.

МАТЕРИАЛИЗМ

- Здравствуй, - сказал с экрана Дядя Белый Череп. - Хотя вообще-то ведь здоровались уже...
- Ты что, - удивился Сверх-Я, - телезвезда теперь, что ли?
- Да ну, - засмущался Череп, - просто послали обзор провести.
- А вы там покажите нам что-нибудь интересное, - заискивающе попросил лысый философ.
- К вашим услугам, - поклонился Череп в ответ. - Но не имею, так сказать, удовольствия хорошо знать ваши дурацкие вкусы... Порнуху, please?

И он подвигал скуловыми дугами. Сквозь полость носа были видны хоаны. Сверх-Я стало скучно. "Пошел к черту", - подумал он и выключил телевизор совсем.
- Ну зачем же совсем, - укоризненно сказал философ.
- А что, опять Спрингстина захотелось?

Философ встал и принял хотя и некую сгорбленную, но вполне бодрую и воинственную позу.
- Знаете ли, - сказал он. - Я философ, я материалист... Знаете ли, я...
- О каком материализме вы говорите? - вдруг взбесился Сверх-Я. - Вы же живете всю жизнь в Этом Свете! У вас же черепа с экранов телевизора с вами разговаривают! Вы же Спрингстина, выступающего на стадионе, боитесь! Там, за стеной, люди клей БФ пьют!...

Сверх-Я поймал себя на мысли, что последний довод, пожалуй, подействовал бы и на Том Свете. Более того: он, кажется, бессознательно цитировал что-то из слышанного формой. 29
"Впрочем, чего это я на него тут разорался? Мало ли и на Том Свете, где все материально, идеалистов всех мастей?"
- Извините, - пробормотал Сверх-Я и стремительно вылетел из подвала.

СКУЧНО НА ЭТОМ СВЕТЕ

"Так кто же все-таки более бытиен, более существенен - я или моя оболочка, если она сейчас, просыпаясь, беспрекословно требует меня к себе?... Почему я, этакий вечный скиталец, не могу тоже уснуть, восемь часов в сутки проводя на Этом Свете, а остальное время - в каком-то неспокойном и нестабильном, словно Этот Свет, сознании моей формы?
Какой я, к черту, Сверх-Я..."


КНИГА

Сверх-Я на всех парах влетел в спальню угловой квартиры первого этажа пятиэтажного дома и быстро идентифицировался с сознанием открывающей глаза оболочки. Оболочке на вид было лет двадцать. За окном было темное холодное утро ноября 1989 года.

28 Ассоциация с анекдотом о том, как в дни XXVI съезда КПСС мужик пытался найти хоть по одной телепрограмме художественный фильм. Когда мужик переключил телевизор в шестой раз, на экране возник КГБшник и заявил: "Я тебе попереключаю!"

29 Цитата из Михаила Задорнова тех лет: "Сальвадор Дали  -  сюрреалист? А те, кто в подворотне пьет клей БФ и закусывает гуталином  -  они реалисты?"


- Брр, - сказал проснувшийся. - Что-то приснилось, не помню чего.

Он сунул ноги в тапочки, зажег свет и подошел к письменному столу. Надо было собираться на учебу, и сегодня должна была быть философия. За окном с самого вечера шуршал дождь. Рядом с кроватью лежала небольшая книга, которую вчера была сделана попытка прочесть. 30 Попытка безуспешная. На обложке книженции значилось:

Ф.Энгельс.
"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ".


Конецъ

30 Указанным произведением Энгельса в советское время начиналось изучение философии в большинстве вузов страны.
© Владимир Фролов
© Devotion, опубликовано: 24 октября 07