// -->
Содружество литературных сайтов "Сетевая Словесность"







О проекте
Визитки
Свежее
Мелочь
Архив
Авторы
Отзывы
АГАРАБАРДАНАРАБЕМБО
железнодорожное бормотанье
/ сценарий короткометражного фильма / 

                                                          моему детскому фотоаппарату "Смена-8"


      1.            Шорох гравия.  Дыхание.
          Железнодорожное полотно. Тропинка  вдоль насыпи.
          Камешки всех оттенков серого.
          Блёклый день. Вылинянный.
                    Дыхание Человека.
                    Дешёвенькие старые кроссовки, спортивные,
потерявшие цвет штаны, ветровка, под ветровкой майка. Всё  простенькое, застиранное  -  вот и весь Человек.
    Бежит.

      2.          Карьер.
              Здесь добывают щебень. Дробят. Тяжёлой машиной. Она страшно грохочет. Трудно находится рядом, но рядом пытаются и разговаривать, даже смеются. Серые фигурки людей.
              Самосвалы. Котлован.
              Большая Чашка Пыли.
              Наклонившись, заглядываем в эту Чашку.

      3.          Кроссовки, бегущие вдоль линии ж/д полотна. Размеренный привычный ритм.
              Абсолютно блёклый день. Белёсое пространство перед глазами.
              Стальные линии  -  в даль.
              Гравий. Бег.

      4.          Дополнительный оттенок в сером  -  мутное пятнышко вдали  справа, ближе к стали рельса.
            Дыхание  меняет ритм. Движение замедляется, успокаивается, останавливается.

      5.          Цветок мака.
          Человек  нагибается, присаживается.
    Один цветок мака, вылезший из крупнозернистой икры гравия.  Он тех же  мучнисто-серых тонов, что и камешки. Бледно-зелёный стебелёк, щёточки листочков и, словно вымоченный в растворе уксуса, лиловый цветочек.
          Покачивается.

      6.          Кто-то ест осетровую  икру, аккуратно доставая ложкой из стеклянной  банки, в пустом купе пассажирского поезда.
                    С грохотом грузится гравий в пыльные самосвалы. Рабочий машет водителю, что-то кричит ему. Одна и та же улыбка у водителя самосвала и одинокого пассажира в купе.
                    Поезд  Бишкек/Москва  проходит по этой линии ежедневно, в одно и то же время. Вот он и сейчас шумно проносится совсем рядом,  мимо человека, мимо цветка. Не оттуда ли? семечко мака. Откуда бы взяться? этому чахлому цветку среди мазутных камешков, за городом, на железнодорожном перегоне, рядом с колёсами то и дело проносящихся составов...

вот и сейчас...

      7.        Чьи-то руки вдавливают камешки гравия в клейкий состав на фанерке в рамке из тонких планочек. Мозаика. Один День, заключённый в рамочку. Серый день. Ключ к которому 2463. Это  номер тепловоза, что работает сейчас на путях и появится позже, а сейчас один из самосвалов в карьере, закинув только что в кузов очередную порцию, шумно и пыльно отъезжает.
          "день 2463"  -  название панно. Мы видим его из-за плеча стоящей  перед нами женщины, оно висит на стене.
          День 2463.  Не известно от чего..
          или до чего.

      8.          Панно среди прочих работ. Выставочный зал. И  посетителей не много.
            Женщина, жующая ломтики сыра. Её рот, руки. В руках коробочка с нарезанными ломтиками сыра. Женщина пальцами аккуратно сворачивает ломтик за ломтиком и отправляет в рот. Кладёт на язык и неторопливо, со вкусом, наслаждаясь, ест.

      9.          Картонка внизу панно -  " день 2463".  Все оттенки серого.
          Глаза сырной женщины. Она ест и смотрит. Так можно разглядывать кузнечика, запрыгнувшего на ремешок твоей сумочки, пока ешь мороженое где-нибудь у вокзала, присев на скамейку возле пыльного газона.
          Стук колёс проносящегося рядом поезда.
          Женщина оборачивается.

      10.        Знакомое купе. Незнакомая речь. Уже двое. Играют в нарды. Спокойная игра. Спокойный разговор. Спокойно стучат колёса.

          Человек возле цветка.

          Один из троих подумал: хорошо бы съесть копчёного карпа. Но эта неожиданная  -  хм - мелькнувшая мимо мысль, не имеет никакого отношения к сюжету.

          Человек срывает цветок, подносит к лицу.
          Огромное пространство цветка. Бледно-лиловое, выстиранное, с зелёным бутончиком внутри.
          Рука обрывает лепестки. Ноготь делает надрез на бутоне. Выступают молочные капельки. Человек слизывает их. Кладёт в рот бутон и разжёвывает.
          Жующий рот. Глаза.

      11.        По железнодорожному пути идёт тепловоз. Виден его номер ЧМЭЗ-2463. Вот уже  -  только номер ЧМЭЗ-2463.
          Гудок!
          Машинист машет рукой, улыбается. Он в оранжевой спецовке без рукавов.
          На платформе тепловоза в оранжевой безрукавке на голое тело,  свесив ноги за невысокий бортик, сидит чумазый парень, пьёт из жестяной банки пиво.
          ЧМЭЗ-2463  -  рабочий тепловоз с рабочими спецплатформами, который работает на путях, разбрасывая щебень. Сейчас он медленно проходит мимо:  мужчина возле рельсов на тропинке.. присел..смотрит на проходящий состав.. спортивные штаны.. ветровка...
      пьёт пиво парень с чумазым загорелым лицом...

      12.        Оранжевые жуки на путях  -  горстка рабочих. Разбрасывают щебень. Много оранжевого, и  -  загорелые лица.
          Небо блёклое, хлопчатное, с хлопьями белых облаков.

      13.        Жующий рот Человека.
          Глаза.
          День 2463.
          Сыплется щебёнка с платформы медленно движущегося по путям рабочего тепловоза.

      14.        Поле цветущего мака где-то в Киргизии.
          есть такие поля?..  пусть будут.
          Мы нарисуем их.
          Ещё одна картинка на стене.
          Игрушечный поезд, идущий по горизонту краем поля. Стук колёс.    Очень близко. Его слышат цветы.
             
          вот так... они его слышат

          Ветер.
          Поле цветов под ветром.

          И над этим полем в небе
          парапланы.
          Почти неподвижные точки.

      15.        В руках одного пилота видеокамера. Он ведёт съёмку......
                человек лежащий в поле лицом в небо поезд идущий краем поля  рабочий в оранжевом на железнодорожных путях поднял загорелое лицо вверх прикрыл глаза рукой щурится вглядывается смеётся говорит кому-то рядом указывая вверх
          тот оставляет работу выпрямляется неожиданно оборачивается.. обе камеры оцифровывают этот оборот.. наша и та что высоко.. фирменная майка UCLA университета в калифорнии удивлённо смотрит неожиданно подмаргивает и смеётся......

много глаз разглядывает этот день.
принцип "бритвы Оккама":
          не приумножай сущностей без необходимости.


      16.        Лицо человека, лежащего в поле недалеко от железной  дороги.    Человек глядит в небо.
          В небе  -  точками  -  парапланы.
          Появляется дымчатое, волокнами облаков..  FIN.
          Человек читает это слово.

      17.        Щебень всех оттенков серого сыплется со спецплатформы на насыпь. Слышен лязг работающих механизмов и шелест-грохот щебня.
          Платформа медленно продвигается по пути. Номерной знак тепловоза  -  крупно: ЧМЭЗ-2463.
          Человек- UCLA на насыпи смеётся.

в самом начале фильма может быть:
шасси самолёта, разбегающегося по взлётке. он отрывается от бетона простенького аэродрома для лёгких самолётов;
колёса проносящегося товарного состава;
огромные рубчатые колёса самосвалов, работающих в карьере;
и вот  -  кроссовки человека, бегущего по краю...

гудок!

и -  щебень сыплющийся...  агарабарданарабембо... стучат буквы камешками в пустое днище кузова самосвала, рассыпаясь бессмыслицей...


      18.        Смола в жестянке на газовой плите. Её помешивают палочкой. Заготовка-основа для панно. Смолу из жестянки переливают в эту основу. Медленно, аккуратно. Ровным слоем смола покрывает всю поверхность рамки, загустевает.
          Полки с сырными головками на молочном комбинате. Дозревающий сыр.
          Параплан в траве взлётного поля. Перепончатое существо из металлических трубок, ткани. Человек возле. Контакт. Какая-то необходимая земная работа, подготовка.
          Камнедробилка.. пыль.. грохот.. долго..
          Человек Бегущий. Похрустывающий Щебнем.

      19.        Бывают очень похожие лица.
          В тамбуре последнего вагона поезда, у двери стоит пассажир.
          Лицо его отражается в стекле. И отражение похоже на отражение в окошке тамбура экспресса лица Павича.
          Сербская речь. Похоже, что служащий вагона-ресторана медленно движется со своей никелированной тележкой по узкому проходу вагона и предлагает пассажирам в купе слова.. зеляница, урмашица, баклава, тулумбы, бурек, проя..
          За окошком, там, куда смотрит пассажир, по пустым железнодорожным путям, в железнодоржном забытьи идёт.. официант. Выкрахмаленный, с подносиком и салфеточкой, хорошо стриженный. На подносике свежий яблочный штрудель на тарелочке и большая чашка капучино...

      - ах!..

20.        Это, если представить..  крупные сливы на ветвях среди густой листвы. Под сливой дощатый стол. Представить за столом знаменитого бразильского мага. Он катает ладонью по столешнице сизую крупную сливу, время от времени надавливая на неё большим пальцем, подносит зачем-то к правому уху и, словно, вслушивается.. всматривается..
      в пассажира..
что сидит сейчас напротив..
продолжая слышать официанта.. траварица, препеченица, шливовица..

      представить, что они сидели долго, открывали зубами серебряные табакерки, брали в щепоти крупный жёлтый табак, подносили к лицу, улыбались друг другу, и паштет из оленины становился рогатым самцом, а изюм превращался в виноград. Прозрачная ракия лилась в зелёные стаканы, и два Лица слива.. слива.. лись в Одно.

          В небе Пилот Параплана снимал пролетающих птиц. И жевал чернослив.

21.        В стеклянных витринах выставлены всевозможные варианты цифровых видеокамер, и женщина, жующая кусочки сыра, идёт по торговому залу и, отражаясь в стекле, разглядывает их, а они  -  её, глазами своих объективов.

22.        Три глаза. Горящих, медленно надвигающихся. Электродрезина, механизм не скучнее параплана, идёт по рельсовым путям. Странно это.
        Три фары  -  одна сверху и две по сторонам внизу  -  горящие при свете дня. Очень странно. Инопланетность.
        Табличка панно "день 2463".

      23.        Теперь Птицы разглядывают Пилота.

      24.        Быстроработающий механизм, нарезающий сыр пластинками  и упаковывающий их в герметичный материал. Фасовка.

человек, что бежит вдоль железной дороги, сейчас одет по-другому: пиджак,брюки,светлая рубашка, обычные туфли; ни кроссовок, ни спортивных штанов, ни майки, ни ветровки;
костист и лысоват с высокого лба.


25.        Продолжение мистики кастинга. В этом фильме не может быть... Малковича. Но вот он идёт по путям навстречу Бегущему. Оба чем-то схожи, но пути их далеко друг от друга. Это разные пути. Разные страны. И понимаем мы это по какой-то не очень броской, но внятной детали. "Малкович" садится на сухое поваленное дерево в траве возле железной дороги.  Ветрено. Сидит. Просто сидит, как-то вписавшись в Пространство. Не хочет никуда идти, и ветер шевелит его волосы. Он не поворачивает головы, когда поодаль пробегает человек. Человек  же обернулся, видит сидящего. Тот беззвучно шевелит губами. Спокойное лицо.

          Мы затащили Малковича в свой фильм.

26.        12 путейных рабочих в оранжевых куртках; пузатый, в партикуляре, начальник. Дерево.
          Дерево надо свалить, его ветки тянутся к электролинии. Какая-то работа, громкие разговоры, необходимая возня.

27.        Крона медленно валится на сторону, освобождая просторный кусок неба.
          На улыбающемся лице Джоконды  -  веснушки парапланов. Лицо проступает, как зарождающаяся радуга..

          и Пан Леонардо смеётся, бомжевато выглядывая из кустов.
          Проходящий грузовой состав перекрывает его лицо. Какое-то ещё время мы видим в промельках.. бородатого, смеющегося.

бегущая строка проходящих вагонов; надписи, сделанные по трафаретам краской и от руки мелом; специального термина для определения всей этой лингвистики, кажется, нет.
граффити. стенки гаражей, бетонные ограждения вдоль жд расписаны.
вагоно-надписи. стенки-граффити. фонемы. язык. словарь. Отдельная тема..
проехали.


28.        Шипит минеральная вода.
        "Малкович" оборачивается на шум падающего дерева.. причина и следствие меняются местами.. и пузатый начальник одобрительно улыбается, и вокруг него улыбки множатся.
          Пузатый пьёт минеральную воду из пластиковой бутылки, наливая её в пластиковый стаканчик, широко отставив в сторону локти, и проливая себе на брюки. Похожую бутылку мы видели в тележке официанта-разносчика.

          Гудок поезда.

29.        Игрушечный паровозик с вагончиками катится по игрушечным рельсам железной дороги по кольцу. Ребёнок играет. Смеётся. Катится паровозик. Забавно.

30.        Только Тень бегущего человека. Она бежит впереди него. Чётко обрисованная тень на дорожке возле жд путей. Человек бежит уже долго. Мы слышим его дыхание. Бежит.. бежит.. и впереди  -  Тень. Бегущая Тень Человека.

вагончики-эпизоды, сцепленные сцепщиком по одному лишь этому сцепщику понятной логике.
стучат на стыках колёса.


      31.        "Конверты белоснежного железнодорожного сна"  -  так у поэта.
          Ну да, конечно.. в вагончиках, спят. Обычно-привычно. Просто едут и спят. В этих конвертах.
          Ну да, Мандельштам.

          И мы видим этот Белоснежный Сон.

      32.        ПЧ-39. Так написано на оранжевой спине. Оранжевая каска. Рабочий. Он размеренно идёт впереди. На плече ПЧ-39  -  лом. Человек с ломом. Человек, несущий лом.

агарабарданарабембо... кто-то выругался так в сценарии Тонино Гуэрра    "Амаркорд".

33.        Металлические конструкции. Мачты. Фермы. Провода. Изоляторы. Переплетения. Перехваты. Перекрестия. Стальные линии. Сеть.
          Словно, птица запуталась в сети, и, окольцована видеокамерой, снимает этот лабиринт, в поисках выхода.
          Или везут, допустим, на дрезине:  лежать на спине и смотреть вверх. Странная картина, должно быть. Кого так могут везти? Куда так могут везти?. Кто?.
          Железнодорожное бормотанье..  агарабарданарабембо ..  лежит на спине и бормочет.. агарабарда...

в конце концов
можно взять шейкер и смешать
все эпизоды.


34.        Пустой кадр. Голос. Женский. Железнодоржный. В динамике. Неразборчивое агарабарданарабембо. Эхалотно. Пустой экран. Просто Свет. Женский радиоголос.
          И трудно представить, что этот же голос сегодня утром был домашним, говорил о каких-то простых вещах.. или, допустим, прошедшей ночью.

35.        Папиросная бумага.
           
          Открывается альбом.
          Женщина разглядывает. Это она листает и смотрит, выбирая. Только пальцы, задерживающиеся на глянцевых листах.
          "Прогулка заключённых" Ван-Гог.
          Хруст гравия. Радиоголос.

собирание Другого Мира  -  вся эта история. Иная  г л о с с а. иная система восприятия. идея Талкотта Парсона о глоссах. новый  язык, новый способ видения мира, иная совокупность глосс. в магии в качестве воспринимающего используется  в с ё  т е л о  ц е л и к о м.
фильм снятый "всем телом".


36.        Цветные металлические бочки, в которых хранят мазут, такое чёрное машинное масло. Бочки красные, синие, жёлтые. Их около десятка. Стоят на платформе, которая медленно плывёт по рельсам. На путях ремонтные работы.
          В просветах между колёсами  -  газонокосильщик-рабочий скашивает траву по краю полотна. Видим его по пояс. Бензокосилка. Падают высокие стебли с цветами.

37.        Камера пытается догнать уходящий грузовой  состав. Успевает зацепить в краешек кадра только три буквы, написанные на последнем вагоне..  FIN ......  возможно, Финляндия?.

38.        Лёгкая дымка. Вертикальный свет солнца над железнодорожными путями. Стая ворон рассыпалась по полотну. По обеим веткам путей, на рельсах, шпалах.
          Вертикальное солнце делает поверхность их крыльев белой! блестящей! Белые птицы. Странные Белые Блестящие Птицы. Они видят бегущего к ним человека, видят нас. Лениво взлетают и летят вдоль линий, улетают.

39.        Световое Пятно. Оно движется навстречу птицам.

40.        В солнечном свете  -  сквозь!  -  на нас движется пятно света искусственного.  Нарастающее, приближающееся.
          Экстрапланетарно.
           
          Включенный прожектор. Идёт тепловоз. Звук.
          Свет. Свет.

41.          Щелчок фотокамеры.
          Фотолаборатория.
          Ванночка с проявителем. Лист фотобумаги в ней.
          Лист чист.
          .  .  .  .  .  .  .
          щелчок
          лист фотобумаги в ванночке
          изображения нет
          .  .  .  .  .  .  .
          ещё щелчок
          ещё лист
          .  .  . 
          нет

42.        Эпиляция. Звук электрической машинки-эпилятора. Ноги женщины. Та самая женщина, что на вернисаже.
          Тщательно. Не торопясь. Эпиляция.

43.        Проносится пассажирский состав.
          В открытых дверях тамбуров стоят голые проводницы.

          16 вагонов. 16 проводниц.

то ли тарелка была с трещиной, то ли штрудель слишком горяч, то ли официант  -  ах!.  -  если бы можно было вернуть всему смысл.


                                    --------------------
© Евгений Калакин
© Devotion, опубликовано: 16 сентября 14