// -->
Содружество литературных сайтов "Сетевая Словесность"







О проекте
Визитки
Свежее
Мелочь
Архив
Авторы
Отзывы
"Если публика отвернулась от поэзии, тем хуже для публики"
Одно из последних интервью поэта и его стихи
Событие ли это для Рязани "литературной", пока неизвестно, но определенно  -  событие для самого поэта (впрочем, не придающего тому, что он проживает в Рязани, особого значения). Недавно в Питере состоялась презентация двух книг стихов Алексея Колчева. Найти их желающие теперь могут в отдельных книжных лавках Питера и Москвы. Рязанским же интеллектуалам повезло меньше. Почему? Об этом мы решили спросить самого автора. (Дата интервью  -  июль 2013 года)

(...)
каждое утро
входишь в мир под чужим логином
обходя блокирующие программы
просачиваясь сквозь фильтры
снова и снова
наталкиваешься на:
сайт Бога на реконструкции
пройдите на сайт металлические конструкции

(Из сборника "Частный случай". 2013)


Штучная работа

Ольга Почина:  -  Алексей, недавно в Питере состоялась презентация двух ваших сборников, после чего они появились в магазине "Свои книги" на Васильевском. Как это удалось организовать? Издатели и продавцы сами на вас вышли?

-  Да, это была их инициатива. Всё просто: когда есть литературный процесс и ты в нем участвуешь, появляются связи, возможности. Я достаточно много езжу по разным литературным фестивалям, и эти две книги  -  во многом результат такого рода поездок. Первая книга стихов, "Частный случай", вышла после посещения фестиваля в Чебоксарах  -  собственно, там же и вышла, в издательстве Free poetry. Книга  -  ручной работы: суперобложка и обложка представляют собой линогравюры, выполненные художником Игорем Улангиным. Кроме того, в каждую книгу вложена им же нарисованная открытка. В связи с таким исполнением, сборник вышел очень небольшим тиражом, и уже практически разошелся.
Вторая же книга выпущена Государственным центром современного искусства "Арсенал" в Нижнем Новгороде. Теперь она есть в книжной лавке этого центра в Новгороде, продавалась и в Москве (магазин "Билингва"), имеется и в Питере некоторое количество экземпляров.

-  Это первые ваши авторские сборники? Раньше, насколько я знаю, ваши стихи публиковали в антологиях и журналах.

-  Да, это мои первые собственные сборники.
 
-  Можно сказать, что их появление для вас  -  достижение, определенный шаг на новый уровень?

-  Наверное, да. Человек с книгой и без книги  -  это два разных человека. И, возвращаясь к предыдущему вопросу, для меня особенно важно, что эти сборники вышли в свет именно по инициативе издателей. Потому что, как известно, самому можно при желании издать что угодно.

-  Какие впечатления после презентации в Питере? Много было публики?

-  Впечатления хорошие. Народу было мало, но другого я и не ждал в конце июля, в период отпусков. Да, в общем-то, мне хватило бы и одного магазинного кота, который присутствовал на слушаниях.

-  Можно ли купить ваши книги в Рязани? Если нет, то почему?
-  Нет, и я не вижу ни малейшей необходимости, чтобы они продавались в Рязани. Ходить с ними самому, как коробейник, или нести предлагать в магазин "Барс"? Это не кажется мне интересным.

(...)
чуть моросит и видно по лицу
что этот мир уже идёт к концу
и женщина приносит подлецу
под вечер погружённому в нирвану
чужие деньги холодно душе
и некто на четвёртом этаже
горланит спьяну "всё идёт по плану"
(...)
человек с нерусской фамилией гамбургер
путешествует в страну гулливеров
путёвка куплена
в надёжном агентстве
запасы местного коньяка бесконечны
туземцы доброжелательны

хотя в столице
ещё постреливают вечерами
новое правительство
уверенно предрекает
рост национального благосостояния
несмотря на отдельные случаи
коррупции и мародёрства

(Из сборника "Частный случай". 2013)

 
Поэт на обочине

-  Ну а как же полочка "рязанских авторов", которая в местных магазинах всё-таки есть и регулярно пополняется?

-  Я не рязанский автор, и это не тот ряд, в котором мне хотелось бы стоять. Ведь на самом деле нет никакой "рязанской литературы" или "рязанской поэзии". Есть русская поэзия как таковая  -  и она, конечно же, может быть столичной или нестоличной, но не "рязанской". Есть общий литературный процесс, а Рязань  -  скажем так, на обочине этого процесса.

-  Почему так? Ведь интерес к литературному творчеству в Рязани, кажется, есть, существуют даже союзы писателей...

-  Это немного другая литература. В лучшем случае, те поэты, которых могут издавать местные "союзы",  -  это эпигоны позднесоветской официальной поэзии. На самом деле, если ты "рязанский писатель" (или поэт), то ты и не писатель вовсе. То есть либо присутствуешь в общем пространстве русской литературы, либо ты  -  "рязанский автор", иначе говоря, сидишь в Рязани и за пределами её никому не нужен.
Безусловно, есть и в Рязани талантливые пишущие люди. Но все они в той или иной степени известны не только здесь. Все куда-то ездят, например, участвуют в литературных фестивалях. Но в самой Рязани литературного процесса нет, есть разве что какой-то "низовой фон"...

(...)
вы былинные герои
вы чудесные созданья
чьей десницей пала троя
и воздвиглось мирозданье

уничтожьте масс культуру
полну гадостью безликой
замените политуру
на шампанское с клубникой

чтобы вновь благоухали
прежним ароматом розы
чтобы по небу порхали
разноцветные стрекозы

чтобы с агнцем лев дружился
и кружился в менуэте
чтобы всякий спать ложился
в бабочке и при берете

(Из стихотворения "Заклинание". "Частный случай", 2013)


Центр притяжения

-  В минувшем году вы были организатором поэтических вечеров в клубе "42". В этом, если не ошибаюсь, их не было? Каковы ваши дальнейшие планы относительно организации поэтических встреч в Рязани?

-  Действительно, в этом году пришлось переместиться в клуб "ДК", поскольку "42" с какого-то момента перестал быть центром притяжения. Там я делал поэтические вечера где-то в течение трех лет. В ДК удалось организовать пока всего пару литературных встреч  -  это вечер Германа Лукомникова и презентация книги Александра Пылькина, некогда рязанца, теперь уже петербургского жителя. Что касается дальнейшего  -  любые планы остаются планами, может быть, что-то и получится. Привозить сюда интересных людей мне пока удавалось только на собственном энтузиазме  -  потому, что было собственное желание их пригласить и потому, что знаю авторов, готовых приехать в Рязань. Опять же, проблема в том, что в Рязани пишущие люди, как правило, зациклены сами на себе и мало интересуются происходящим вовне. Максимум публики собирают здесь так называемые "свободные микрофоны", и это очень показательно: участников таких чтений привлекает не возможность познакомиться с другими поэтами, а в первую очередь выговориться самим.
 
-  Интересно, кого из современных поэтов вы могли бы читать и перечитывать? И кого  -  из тех, кто стал "классикой"?

-  Это был бы огромный перечень. Даже если говорить о поэзии, ставшей классической, придется назвать не один десяток авторов, которых регулярно перечитываю, включая поэтов "второго ряда". Чтение  -  это тоже своего рода работа, без чтения автор состояться не может. Но перечней, думаю, лучше не составлять  -  они все были бы неполными.

-  Хорошо, тогда каких поэтов вы включили бы в школьную программу по литературе?

-  В школьную программу я бы вообще никого включать не стал. Я еще не встречал человека, который полюбил бы поэзию благодаря изучению в школе,  -  это большая редкость. Как правило, наоборот, только после школы люди вдруг заново открывают для себя тех "нудных" авторов, которых заставляли читать учителя.
Что касается современной поэзии, не только никакая школа, но и университеты ничего не дают в плане её познания,  -  когда "изучают" поэзию, всё заканчивается в лучшем случае на Вознесенском и Евтушенко, на Бродском. А история поэзии последних лет 70-ти остается за рамками. Современная поэзия  -  явление практически не изученное. И это несмотря на то, что каждый год появляются всё новые авторы, параллельно открываются давно умершие; выходят книги и журналы, происходят поэтические фестивали  -  причем, как ни странно, в основном в провинции  -  Нижнем Новгороде, Саратове, Чебоксарах...  Издаются поэтические журналы  -  к примеру, "Арион" и "Воздух", которые перекрывают достаточно разные литературные поля. 
И при всем этом, кого ни спроси, для многих классическая поэзия заканчивается на Бродском, а о современной вообще мало кто что знает. В лучшем случае, вам назовут из современных поэтов какого-нибудь Лёху Никонова.

-  В чем же вы находите вдохновение, если в ближайшем окружении, по большому счету, поэзия мало кому интересна?

-  По правде говоря, я не знаю, что такое вдохновение и как это связано с наличием читателей. От читателей, их наличия или отсутствия для автора мало что зависит. Ведь стихи пишутся не для читателей. Они просто пишутся, и всё. И если публика отвернулась от поэзии  -  тем хуже для публики. 

НАША СПРАВКА
Алексей Колчев
Родился и живет в Рязани. Учился на факультете русского языка и литературы Рязанского университета и филологическом факультете МГУ. Лауреат конкурса имени Вл. Бурича (Кострома, 2000) в номинации "Поэзия". Публиковался в антологии "Нестоличная литература" (М, 2001), альманахах "Бредень"(Воронеж, 2002), "Чёрным по белому" (М, 2002), "Узнай поэта" (Пермь, 2011), "Белый ворон" (Екатеринбург, 2011), "Василиск" (Саратов, 2012), "Транслит" ( Санкт-Петербург, 2012) ; журналах "Дети Ра" , "Воздух" , "Волга" , "Homo Legens", интернет-журналах "Другое Полушарие", "Новая реальность","Цирк "Олимп" + TV", "TextOnly",на сайте "Полутона". Книги стихов "Частный случай" (2013), "Несовершенный вид"(2013).

Ольга Почина
Интервью было опубликовано на сайте "Наша Рязань" 29 июля 2013 г. и стало одним из последних интервью поэта.
© Алексей Колчев
© Devotion, опубликовано: 26 марта 21

// -->