// -->
Содружество литературных сайтов "Сетевая Словесность"







О проекте
Визитки
Свежее
Мелочь
Архив
Авторы
Отзывы
Александр Пылькин
Стихи Александр начал писать, еще учась в Рязанской радиоакадемии. Год от года тексты и подход к ним менялись, стихи Александра перешли из поля экстремальных и маргинальных экспериментов к философскому и языковому аскетизму.

В настоящее время Александр Пылькин защитил диссертацию на кафедре социальной философии Санкт-Петербургского университета и преподает философию в Политехническом университете. Александр Пылькин автор семи сборников стихов. Книга Александра Пылькина "Стихотворения" в 2001 году стала лауреатом премии "Антибукер".





02 ноября 20:  
Экологическая и эсхатологическая установки в русском космизме
Исключительное положение дел обусловлено оригинальностью проблематического поля русского космизма, состоящей в следующем: по преимуществу созерцательная, натурфилософская проблематика космичности жизни соединилась с проблемой действия и исторического свершения. Налицо своего рода синтез натурфилософии и этики, или скорее  -  политики.
Такого рода синтетичностью обусловлена и парадоксальность оснований космистской мысли. Следование в русле этого парадокса порождает две полярные установки: экологическую и эсхатологическую.


18 июня 18:  
16 начертаний
путник словесной пустыни
остановись здесь доныне
каменея воображаемой
жабой молчания смысл образа
становится образом смысла


18 апреля 12:  
Некоторые наставления для успешного приуготовления
Когда ты отогнать не в силах сонм
Докучливых случайных мыслей,
Что суетятся неотвязным фоном,
Слетевшиеся, точно на свечу,
Обильно выдохни и задержи дыханье,
И просто жди, покуда под плафоном
Ни ощутишь глухое трепыханье
Одной лишь мысли: "Воздуха хочу!"


15 января 12:  
Прелюдия и фуга
Отдыхая, мы взглянем на лес и помыслим:
"Вот система суставов и сочленений,
Войско тел древесных как бы в походе.
А ведь им ни присесть даже на землю..."


08 ноября 11:  
Почему я считаю Летова последним русским поэтом
Когда ни Маяковский, ни Хлебников, ни Введенский, ни Мандельштам стали невозможны, собственно поэтами, творцами оказались не идеологически ангажированные и текстуализованные Бродский с Евтушенко, а  -  Высоцкий и Летов.


16 мая 11:  
Осень
философское эссе
Мастером бреющего юмора и объемной метафоры был Рабле. В этом смысле, "Гаргантюа"  -  лучшая и, по-видимому, единственно возможная книга о теле.


14 января 11:  
Промеры человеческого
Скорлупу яйца разрушая о столик могильный,
Задумайся, друже,
Сколь прекрасна твердыня небесного свода.
Хлеб ещё, огурцы есть, коричневый лук  - 
Выпьем, мужи, ещё: да крепнет наша свобода
От нескончаемой бездны забвенья снаружи
И  -  несвобода внутри от недолгих разлук!


20 июля 10:  
Вольная подборка
В полном распоряжении оптически точный прибор,
Сквозь который  -  если с любовью, но нежно
Подкручивать внешнюю часть единого колеса  - 
Смотришь, из отверстого своего сердца конечно,
На всякие странные вещи, и видишь  -  леса.


20 апреля 10:  
А. И. Введенский и современная поэтическая ситуация
Образцы такой апофатики жизни можно найти в Ветхом Завете, где риторика угроз Саваофа (особенно в книгах пророков: см., например, книгу Исайи) требует лишь легкого смещения точки восприятия, чтобы стать юмористическим в своей основе самоотрицанием. Особого внимания требует линия онтологической, хайдеггеровской поэтики "дома бытия" (Гёльдерлин, Тракль, Рильке, Целан и т. п., для нас  -  Пастернак, Мандельштам), требующая поворота самого фетишизированного словесного образа стихотворения.


06 января 10:  
Евангельский цикл
полная версия
Мы от испуга столь бодры,
Что нам уже вовеки не уснуть.
Хозяин, в прошлом навсегда приход твой.
От века служим стоя мертвым и живым  - 
Даруй же избавление покоя
Ты небесам своим сторожевым.


22 декабря 09:  
Высота
философское эссе
Всё это значит, что началом движения, представляющим собой сохранение высоты, будет время; а точнее речь идет о конкретном времени: имеется в виду Благая Весть, выступившая здесь в виде вертикальной Евангелической оси.


15 октября 09:  
Апофатика
Что? так лежишь вот: без любви, без слова,
Не зная что ты  -  драгоценный камень,
Исторгшийся из перстня дорогого,
Который носит мощная рука
Того, тебя кто не нашёл пока?


12 августа 09:  
Корзина из ивовых прутьев
философское эссе
Внутреннее формальное перемещение  -  это, собственно, дыхание. Но не двухстопное дыхание "вдох-выдох", а некое статическое дыхание вещей, с  безмерно долгими задержаниями и укороченными выдохами, замираниями и смещенными фиксациями и т. п. Итак, перемещение внутри формы оказывается заданно как новые фиксации гибкости. Что касается фиксирующей упругости: то, как фиксирует упругость  -  это то, что дает понять, кто в корзине: яблоки или дети.


27 мая 09:  
стихи и осанны
Фраза  -  не меч, но  -  памяти крюк: помни это.
Помнишь это теперь, если уже не рассечь?
Если закрыть глаза, можно увидеть близких  - 
Даже если не хочешь. Воля ведь рыбе подобна,
Глупый рыбак, этот крюк нажививший,  - 
Из своей жизни счастливой кого ожививший?


24 марта 09:  
Новые стихи о вещах
Вспыхни, стык стула с полом,
Быстрым пламенем четвёрки своей,
Чтобы вечным глаголом тлело дерево их.
Подожги: пусть дымятся ароматом вещей.


10 марта 09:  
В человеческом чае
Гибки корзины слов за спиной  - 
Полни яблоком осени их.
У тебя в почках камни, у тебя в печени звезды, герой!
Возвышайся.


13 января 09:  
Ведьма
краткое исследование
Ведовство, поэтому, изначально полагается как связь человека с некой особенной, самостоятельной реальностью. Такая реальность, имеющая свои признаки в материальном мире (из которых и складывается состав преступления), формируется следующим образом. Её атомом, так сказать, боевой единицей является демон. Согласно с тем, какое место занимает в церковной догматике персонифицированное понятие злого начала, демоны бывают двойного происхождения. С одной стороны это отпадшие от Бога вследствие гордыни и похоти ангелы...


09 июля 08:  
Свечной огонь
По-видимому, дети в отстроенном пространстве растут быстрее. Это связано с тем, что детская война в данном случае обычно сводится именно к росту (скорее к росту как объемной метафоре  -  которая, возможно, ещё будет развернута,  -  нежели к росту как процессу).


28 ноября 07:  
Ткань
философское эссе
Живая ткань ткется там, где идет волна; это удерживание пространства сориентированным к будущему, или скорее даже ориентирование в таком колышущемся оттуда пространстве. Всё это значит только то, что каждый куст начинает глядеть вестником, то же  -  и птицы. Дым, вставший на крыше, юмористически наклоняется в будущее и уходит, как бы говоря "привет". Одним словом, сплошной благовест; вечная весна в одиночной камере.


29 августа 07:  
Эссе про войну
философские тексты
Возможно, различить (распознать) в сутулой старческой фигуре плечи "первого номера" пулеметного расчета во время атаки и будет значить прикоснуться к такому знанию; возможно, и нет. Кажется, что временная (а точнее  -  учитывая печальные события последних лет  -  пространственно-временная) дистанция в данном случае может обеспечить необходимую для касания чистоту взгляда. Пространство, не выступая тотальным, и определяет тем самым, что исходной точкой здесь (в пику третьему "холодному" юнгеровскому глазу) оказывается касание.


17 июля 07:  
Вороны и Одинокое сердце
Философские тексты
Отсюда понятно: добрый дракон и надежда  -  слова неразлучные. Зона весны, на самом деле, отыгрывает старую фигуру возможности, но уже более тонко: как фигуру дома. По отношению к оси будущего это пространственный шаг в сторону (солдат словно пришел на побывку). Возможность, встраиваясь в ориентированное Вестью пространство в виде некоего "малого времени" и задает зону весны, или  -  возвращает одиночество.


22 мая 07:  
Летние и осенние стихи о лете, зиме и осени
Фигура кузнечика
В центре муравьиного города.
Ею увенчан день.
И закат солнца будет её закатом:
Запад гудит в твёрдых лапах.
Лес, в полдень сосны твои особенно прямы!
Твой муравьиный народ всё время в движении.
Но это пустые доспехи.
Это  -  наверное.
Это так.


03 апреля 07:  
Сказки и фуги
Отдыхая, мы взглянем на лес и помыслим:
"Вот система суставов и сочленений,
Войско тел древесных как бы в походе.
А ведь им ни присесть даже на землю..."


31 января 07:  
Сцены из Времен года
Сев за стол, рассмеялись, руки достав,
И закусили, локти на столе укрепив.
Разговор шел о том, насколько подвижна земля.
Позже выходили подумать во двор,
Но всё катился фургон,
Трапезу в ночь унося.


13 декабря 06:  
Весенние стихи
Где-то здесь, между ветвей, должны быть созвездия,
Звезды должны  -  здесь, в этих кронах.
Проходи, человек. Лес  -  он славит тебя.
Небу полночи темнеть над тобой.
Нос упорный в стремлении слиться с губой,
А не крылья плаща на ветру  -  верный признак.
Полночь. Легкий звездный разбег.
Береги усы, человек.


25 октября 06:  
Осенний стих
Как-то раз, стоя перед деревьями
И понимая вдруг, что они
Растут как сумасшедшие,
"О, да!"  -  скажете вы.
И, может быть, вам на плечо сядет птица.


27 сентября 06:  
Сцены
Музыканты, гимн уходящим!
Пёс, бегущий на запад
За хозяином всех человеков
Краем залива, нюхает камни.
Есть конец дня и конец представленья.
Когда же они совпадают  -
Забавные вещи выходят.
Один только смех.
Лишь успевай умирать от него.


06 сентября 06:  
Ранние стихи
Я на пол лёг, детей кумир.
Разглядываю нижний мир.
Тот самый, где столы стоят,
Где кот крадётся, вороват.
Мир, в коем странен и нелеп
Какой-нибудь засохший хлеб
Или серебряная ложка,
Мир, ниже детского немножко.



// -->