Бишкунак Сценарная заявка на фильм |
У Иосифа Бродского
есть стихотворение
"Храм Мельпомены"
Поднимается занавес: на сцене, увы, дуэль.
На секунданте - коричневая шинель.
И кто-то падает в снег, говоря: "Ужель".
Но никто не попадает в цель.
Она сидит у окна, завернувшись в шаль.
Пока существует взгляд, существует даль.
Всю комнату заполонил рояль.
Входит доктор и говорит: "Как жаль...."
Метель за окном похожа на вермишель.
Холодно и задувает в щель.
Неподвижное тело. Неприбранная постель.
Она трясет его за плечи с криком: "Мишель! Мишель,
проснитесь! Прошло двести лет! Не столь
важно даже, что двести! Важно, что ваша роль
сыграна! Костюмы изгрызла моль!"
Мишель улыбается и, превозмогая боль,
рукою делает к публике, как бы прося взаймы:
"Если бы не театр, никто бы не знал, что мы
существовали! И наоборот!" Из тьмы
зала в ответ раздается сдержанное: "хмы - хмы".
хмы - хмы... оно и даст нам повод.
Обрывок бумажки из дорожной сумки: "Закатное солнце освещало указатель, стоявший на мосту через реку. Река называлась Урал. На указатели было написано: "Европа"... это, если с одной стороны... "Азия", если с другой...
машины проносились и в ту, и в другую сторону, не задерживаясь. Катился трамвай. Город назывался Орск. Была весна. Сезон в театре подходил к концу, но еще шли репетиции..."
... зачеркнуто и
... еще раз перечеркнуто с угла
на угол.
Один из невыбранных вариантов Судьбы.
Одного случайно выбранного Человека.
Жизнь - игра. Вслепую.
Ее финал - картинка на донышке тарелки. Не отодвинуть ложкой... не подглядеть: что? там?
Пока не съешь всю кашу...
В детстве были такие переводные картинки. Надо было положить этот кусочек бумажки в блюдечко с теплой водой, потом достать, приложить к листу бумаги и осторожно тереть верхний слой пальчиком... и под катышками... вдруг... проступало...
так и поступим...
трём пальчиком... трём...
красные пятнышки... одно... второе... три, четыре, пять...
буквы...
БИШКУНАК
как проталинка на замороженном стекле.
И объектив "въедет" в эту оттепель...
и увидит Человека... на мосту... возле указателя. Человека с дорожной сумкой. И будет все наезжать, наезжать... стараясь разглядеть.... и Человек обернется. Мы увидим Лицо... и успеем разглядеть его за несколько секунд до...
вспышки! Ослепительной!..
так и было!
в 76-ом!
...солдатик срочной службы в казахстанской степи, близ поселка Шубаркудук, полез отсоединять кабель полевой радиостанции. Часть снималась с полигона и должна была переехать в другую "точку". Полез! Отверткой с пластиковой ручкой - в страшное напряжение! по глупости! по молодости!.. в спешке... в "авось"!..
отвертку потом поднимут...
она будет изогнута... с расплавленной ручкой...
вот! что! было!
и больше! ничего! не было!
был "День космонавтики"!
Был апрель. 12-ое.
И - Человек дорожной сумкой возле указателя "Европа - Азия" на мосту...
через 30-ть лет - это "вариант". Невыбранный... но который мог бы быть
выбран.
Был апрель.
Город назывался Орск. Это - самая граница с Казахстаном.
И в городе был театр. Сезон заканчивался, но еще шли репетиции.
И здесь!
на сцене,
была...
вспышка!
И женский
крик:
"Мишель!
Мишель..."
И голос Человека:
"Стоп!
Стоп..."
- того самого Человека, которого мы видели на мосту.
Стихотворение Бродского читала актриса, она сейчас на сцене. Это ее голос звал: "Мишель... Мишель...", но что-то, вероятно, было не так.
В этот день.
День ее рождения.
Еще утром она срисовывала со стенок чашечки узор кофейной гущи, рассматривала его...
и он ей не понравился. Аккуратно убрала листочек в папку, как делала каждое утро, и отправилась на репетицию. Сегодня ей - тридцать. Она родилась 12 апреля 76 года, в поселке Шубаркудук, в казахской степи...
это была вспышка! крик!
было это... 30 лет назад...
и сейчас, в перерыве репетиции, её будут поздравлять прямо здесь, на сцене, суматошно, бестолково, как это всегда в театре.
Это - Её выбор.
Её вариант - актрисы драматического театра, здесь, в городе, на границе Азии и Европы.
Очень условной границы, разделяющей мост через реку ровно посередине. Словно черта мелом здесь, на половике сцены, размечающая границы будущей декорации и пустого пространства для игры. Такая же неощутимая, как граница тьмы зрительного зала и освещенной площадки.
- "Мишель!
Мишель...!
- "Стоп!
Стоп..."
Два Голоса.
Встреча?..
или запланированная репетиция?
И Режиссер, сидя в полутемном зале, станет разглядывать листочки из папки... рисунки со стенок кофейной чашечки... одной и той же... каждое утро.
А в театре не останется никого, кроме дежурного вахтера на служебном входе. Он произнесет "бишкунак": и расскажет легенду о Ветре, который налетает в середине апреля, приносит непогоду на неделю...
и бишкунак этот - сейчас! холодной "вермишелью" за дверью служебного входа!..
И не захочется возвращаться в неуютную комнатку, снятую театром... все покажется ирреальным.
И мы увидим этих пятерых кунаков, как они идут сквозь эту непогоду по степи...
И остаются в ней.
Навсегда!
В черно-белом фильме появятся пять выцветших пятнышек красного.
И весь фильм будет идти недолго.
А пока
режиссер вспомнит о знакомом художнике, на которого завели уголовное дело за то, что он посадил на своем дачном участке 140 кустиков мака... - хмы, - хмы -...
и теперь обвиняется по статье... - хмы, - хмы -...
и всё это так глупо-серьезно...
уже есть официальные бумаги... и экспертиза, и заключение, и решение......
- хмы, - хмы -...
И режиссер пойдет в этот вечер к нему, и они будут пить водку, говорить о...
декоративных цветах, человеческой глупости...
и Режиссер расскажет, что там, на той стороне моста, которая называется "Азией", в комнатке, что он занимает, и сны ему снятся... какие-то... азиатские...
а на работу, в театр, он ездит... в "Европу"...
и может называться теперь "европейским режиссером"...
И они, захмелевшие, снова будут смеяться и режиссер уснет на кушетке...
в глаза просыпятся алые маковые пятнышки...
они будут двигаться сквозь мокрый снег...
и так хорошо станет кружить голову шум ветра, принося покой.
А через мост пойдет девушка.
Ему навстречу.
"Девушка с мороженным"
в алой фольге! с надписью "СССР"
девушка будет откусывать от белого краешка, улыбаться и!
протянет ему такой же! брикетик пломбира.
И там же, во сне, режиссер вспомнит, что уже ел! такое!
и знает! что сделано оно в Челябинске, и алая обертка сейчас - где-то в сумке, там, где листочки с записями, сделанными в разное время, в разных местах...
где листочек со стихотворением Бродского:
"Ты - как звезда над бором.
Ложусь я в постель пустую.
Где тот мост, на котором
встретимся вновь?
Целую."
Уже утром, когда на репетицию...
он пройдет мимо магазина "Свет" и увидит много разных светильников в витрине...
это напомнит о доме...
будет холодно и неуютно...
а войдет в театр - увидит на служебном входе, почти натолкнется! - на расставленную стремянку,
и на нее поднимется электрик с отверткой, чтобы снять белый плафон и заменить перегоревшую лампочку...
и - заменит...
и - новая вспыхнет!..
а Он обернется на негромкое "здравствуйте" за спиной...
и это будет... Она.
И снова - темный зал...
освещенная сцена...
и... репетиция.
И строчка Бродского: "...прошло двести лет"...
её! голосом.
И Он будет думать, что... " если бы не театр, никто бы не знал, что мы
су-
щест-во-ва-ли..."
и всё будет как-то не нравиться...
и еще ... этот противный жестяной стук... все время... откуда-то...
он будет мешать репетиции...
и Режиссер остановит:
"Стоп!
Стоп..."... это мешает! разберитесь!
и скажут...
что это всегда так
и давно уже: как ветер, так...
на крыше до сих пор не закреплены оторванные ветром несколько листов железа. Два года назад ветер был очень сильный, и с театра снесло... крышу...
82 метра...
80 поправили, и это - последние 2, на которые не хватило ни сил, ни денег.
И все будет продолжать скрежетать...
и репетиция, остановившись... как-то все не сможет продолжиться...
и лица всех будут - вверх...
лица... лица...
и - Ветер...
и этот - стук.
И увидим мы...
указатель "Европа - Азия"...
он плохо закреплен и его вот-вот сорвет ветер...
и это - жесть - так противно стучит!..
И лента транспортера на молокомбинате - такая алая! и тянется... тянется... фасуется в кусочки... "сссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрссср ссср ссср ссср ..."
И гонит ветер по мосту через трамвайные рельсы два аленьких лоскуточка фольги от пломбира, загоняет под колеса автомобилей, идущих и - туда
и - сюда...
мечутся красные маковые пятнышки... в снежно - сером...
и уже непонятно: сон ли это чей...
было ли...
и где всё?..
свет уходит, будто закрывают веки или занавес...
становится темно...
раздается... "хмы - хмы..."
сдержанное.
Обрывки бумажек из дорожной сумки,
кадрики, соединенные ветром... много кадриков... один к другому...между ними черная - полосочка, граница... может быть, вся тайна в этой засвеченной полоске...
Уличный фотограф... вспышка! еще одна!! "на память"...
Ветер опрокинул его уличную раскладушку - рекламку с фотографиями...
это КАДРИКИ С РЕПЕТИЦИИ... МЫ ВИДЕЛИ ИХ...
Входит доктор и говорит: "Как жаль..."
Автомобиль в цветах с надписью "свадьба"...вот он, только что пронесся по мосту с одной стороны на другую... и уже несколько автомобилей делают круг по площади, где в центре - клумба и решетчатое сооружение с надписью "СССР - первооткрыватель космоса".
Записи на память, пакетики с семенами...ветер разнес их.
Ветер не знает границ...
Память не знает границ...
Фантазия не знает границ...
Поэзия не знает границ...
Культура...Пространство...просыпанные семена...
"Мишель улыбается и, превозмогая боль,
рукою делает к публике, как бы прося взаймы..."
...и, может быть, по мосту пройдут
солдатики "образца 76 г", взвод...
и сержант скомандует: "не в ногу!"...
и снова будут лица...
такие несмышленые,
такие стриженые пацаны...
есть стихотворение
"Храм Мельпомены"
Поднимается занавес: на сцене, увы, дуэль.
На секунданте - коричневая шинель.
И кто-то падает в снег, говоря: "Ужель".
Но никто не попадает в цель.
Она сидит у окна, завернувшись в шаль.
Пока существует взгляд, существует даль.
Всю комнату заполонил рояль.
Входит доктор и говорит: "Как жаль...."
Метель за окном похожа на вермишель.
Холодно и задувает в щель.
Неподвижное тело. Неприбранная постель.
Она трясет его за плечи с криком: "Мишель! Мишель,
проснитесь! Прошло двести лет! Не столь
важно даже, что двести! Важно, что ваша роль
сыграна! Костюмы изгрызла моль!"
Мишель улыбается и, превозмогая боль,
рукою делает к публике, как бы прося взаймы:
"Если бы не театр, никто бы не знал, что мы
существовали! И наоборот!" Из тьмы
зала в ответ раздается сдержанное: "хмы - хмы".
хмы - хмы... оно и даст нам повод.
Обрывок бумажки из дорожной сумки: "Закатное солнце освещало указатель, стоявший на мосту через реку. Река называлась Урал. На указатели было написано: "Европа"... это, если с одной стороны... "Азия", если с другой...
машины проносились и в ту, и в другую сторону, не задерживаясь. Катился трамвай. Город назывался Орск. Была весна. Сезон в театре подходил к концу, но еще шли репетиции..."
... зачеркнуто и
... еще раз перечеркнуто с угла
на угол.
Один из невыбранных вариантов Судьбы.
Одного случайно выбранного Человека.
Жизнь - игра. Вслепую.
Ее финал - картинка на донышке тарелки. Не отодвинуть ложкой... не подглядеть: что? там?
Пока не съешь всю кашу...
В детстве были такие переводные картинки. Надо было положить этот кусочек бумажки в блюдечко с теплой водой, потом достать, приложить к листу бумаги и осторожно тереть верхний слой пальчиком... и под катышками... вдруг... проступало...
так и поступим...
трём пальчиком... трём...
красные пятнышки... одно... второе... три, четыре, пять...
буквы...
БИШКУНАК
как проталинка на замороженном стекле.
И объектив "въедет" в эту оттепель...
и увидит Человека... на мосту... возле указателя. Человека с дорожной сумкой. И будет все наезжать, наезжать... стараясь разглядеть.... и Человек обернется. Мы увидим Лицо... и успеем разглядеть его за несколько секунд до...
вспышки! Ослепительной!..
так и было!
в 76-ом!
...солдатик срочной службы в казахстанской степи, близ поселка Шубаркудук, полез отсоединять кабель полевой радиостанции. Часть снималась с полигона и должна была переехать в другую "точку". Полез! Отверткой с пластиковой ручкой - в страшное напряжение! по глупости! по молодости!.. в спешке... в "авось"!..
отвертку потом поднимут...
она будет изогнута... с расплавленной ручкой...
вот! что! было!
и больше! ничего! не было!
был "День космонавтики"!
Был апрель. 12-ое.
И - Человек дорожной сумкой возле указателя "Европа - Азия" на мосту...
через 30-ть лет - это "вариант". Невыбранный... но который мог бы быть
выбран.
Был апрель.
Город назывался Орск. Это - самая граница с Казахстаном.
И в городе был театр. Сезон заканчивался, но еще шли репетиции.
И здесь!
на сцене,
была...
вспышка!
И женский
крик:
"Мишель!
Мишель..."
И голос Человека:
"Стоп!
Стоп..."
- того самого Человека, которого мы видели на мосту.
Стихотворение Бродского читала актриса, она сейчас на сцене. Это ее голос звал: "Мишель... Мишель...", но что-то, вероятно, было не так.
В этот день.
День ее рождения.
Еще утром она срисовывала со стенок чашечки узор кофейной гущи, рассматривала его...
и он ей не понравился. Аккуратно убрала листочек в папку, как делала каждое утро, и отправилась на репетицию. Сегодня ей - тридцать. Она родилась 12 апреля 76 года, в поселке Шубаркудук, в казахской степи...
это была вспышка! крик!
было это... 30 лет назад...
и сейчас, в перерыве репетиции, её будут поздравлять прямо здесь, на сцене, суматошно, бестолково, как это всегда в театре.
Это - Её выбор.
Её вариант - актрисы драматического театра, здесь, в городе, на границе Азии и Европы.
Очень условной границы, разделяющей мост через реку ровно посередине. Словно черта мелом здесь, на половике сцены, размечающая границы будущей декорации и пустого пространства для игры. Такая же неощутимая, как граница тьмы зрительного зала и освещенной площадки.
- "Мишель!
Мишель...!
- "Стоп!
Стоп..."
Два Голоса.
Встреча?..
или запланированная репетиция?
И Режиссер, сидя в полутемном зале, станет разглядывать листочки из папки... рисунки со стенок кофейной чашечки... одной и той же... каждое утро.
А в театре не останется никого, кроме дежурного вахтера на служебном входе. Он произнесет "бишкунак": и расскажет легенду о Ветре, который налетает в середине апреля, приносит непогоду на неделю...
и бишкунак этот - сейчас! холодной "вермишелью" за дверью служебного входа!..
И не захочется возвращаться в неуютную комнатку, снятую театром... все покажется ирреальным.
И мы увидим этих пятерых кунаков, как они идут сквозь эту непогоду по степи...
И остаются в ней.
Навсегда!
В черно-белом фильме появятся пять выцветших пятнышек красного.
И весь фильм будет идти недолго.
А пока
режиссер вспомнит о знакомом художнике, на которого завели уголовное дело за то, что он посадил на своем дачном участке 140 кустиков мака... - хмы, - хмы -...
и теперь обвиняется по статье... - хмы, - хмы -...
и всё это так глупо-серьезно...
уже есть официальные бумаги... и экспертиза, и заключение, и решение......
- хмы, - хмы -...
И режиссер пойдет в этот вечер к нему, и они будут пить водку, говорить о...
декоративных цветах, человеческой глупости...
и Режиссер расскажет, что там, на той стороне моста, которая называется "Азией", в комнатке, что он занимает, и сны ему снятся... какие-то... азиатские...
а на работу, в театр, он ездит... в "Европу"...
и может называться теперь "европейским режиссером"...
И они, захмелевшие, снова будут смеяться и режиссер уснет на кушетке...
в глаза просыпятся алые маковые пятнышки...
они будут двигаться сквозь мокрый снег...
и так хорошо станет кружить голову шум ветра, принося покой.
А через мост пойдет девушка.
Ему навстречу.
"Девушка с мороженным"
в алой фольге! с надписью "СССР"
девушка будет откусывать от белого краешка, улыбаться и!
протянет ему такой же! брикетик пломбира.
И там же, во сне, режиссер вспомнит, что уже ел! такое!
и знает! что сделано оно в Челябинске, и алая обертка сейчас - где-то в сумке, там, где листочки с записями, сделанными в разное время, в разных местах...
где листочек со стихотворением Бродского:
"Ты - как звезда над бором.
Ложусь я в постель пустую.
Где тот мост, на котором
встретимся вновь?
Целую."
Уже утром, когда на репетицию...
он пройдет мимо магазина "Свет" и увидит много разных светильников в витрине...
это напомнит о доме...
будет холодно и неуютно...
а войдет в театр - увидит на служебном входе, почти натолкнется! - на расставленную стремянку,
и на нее поднимется электрик с отверткой, чтобы снять белый плафон и заменить перегоревшую лампочку...
и - заменит...
и - новая вспыхнет!..
а Он обернется на негромкое "здравствуйте" за спиной...
и это будет... Она.
И снова - темный зал...
освещенная сцена...
и... репетиция.
И строчка Бродского: "...прошло двести лет"...
её! голосом.
И Он будет думать, что... " если бы не театр, никто бы не знал, что мы
су-
щест-во-ва-ли..."
и всё будет как-то не нравиться...
и еще ... этот противный жестяной стук... все время... откуда-то...
он будет мешать репетиции...
и Режиссер остановит:
"Стоп!
Стоп..."... это мешает! разберитесь!
и скажут...
что это всегда так
и давно уже: как ветер, так...
на крыше до сих пор не закреплены оторванные ветром несколько листов железа. Два года назад ветер был очень сильный, и с театра снесло... крышу...
82 метра...
80 поправили, и это - последние 2, на которые не хватило ни сил, ни денег.
И все будет продолжать скрежетать...
и репетиция, остановившись... как-то все не сможет продолжиться...
и лица всех будут - вверх...
лица... лица...
и - Ветер...
и этот - стук.
И увидим мы...
указатель "Европа - Азия"...
он плохо закреплен и его вот-вот сорвет ветер...
и это - жесть - так противно стучит!..
И лента транспортера на молокомбинате - такая алая! и тянется... тянется... фасуется в кусочки... "сссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрсссрссср ссср ссср ссср ..."
И гонит ветер по мосту через трамвайные рельсы два аленьких лоскуточка фольги от пломбира, загоняет под колеса автомобилей, идущих и - туда
и - сюда...
мечутся красные маковые пятнышки... в снежно - сером...
и уже непонятно: сон ли это чей...
было ли...
и где всё?..
свет уходит, будто закрывают веки или занавес...
становится темно...
раздается... "хмы - хмы..."
сдержанное.
Обрывки бумажек из дорожной сумки,
кадрики, соединенные ветром... много кадриков... один к другому...между ними черная - полосочка, граница... может быть, вся тайна в этой засвеченной полоске...
Уличный фотограф... вспышка! еще одна!! "на память"...
Ветер опрокинул его уличную раскладушку - рекламку с фотографиями...
это КАДРИКИ С РЕПЕТИЦИИ... МЫ ВИДЕЛИ ИХ...
Входит доктор и говорит: "Как жаль..."
Автомобиль в цветах с надписью "свадьба"...вот он, только что пронесся по мосту с одной стороны на другую... и уже несколько автомобилей делают круг по площади, где в центре - клумба и решетчатое сооружение с надписью "СССР - первооткрыватель космоса".
Записи на память, пакетики с семенами...ветер разнес их.
Ветер не знает границ...
Память не знает границ...
Фантазия не знает границ...
Поэзия не знает границ...
Культура...Пространство...просыпанные семена...
"Мишель улыбается и, превозмогая боль,
рукою делает к публике, как бы прося взаймы..."
...и, может быть, по мосту пройдут
солдатики "образца 76 г", взвод...
и сержант скомандует: "не в ногу!"...
и снова будут лица...
такие несмышленые,
такие стриженые пацаны...