// -->
Содружество литературных сайтов "Сетевая Словесность"







О проекте
Визитки
Свежее
Мелочь
Архив
Авторы
Отзывы
Манифест Первого Псового Похода
Музыкальный кинизм 21-ого века. Объективная  фолк-традиция умноженная на субъективный панк-опыт и наоборот, иными словами  -  это рефлексирующая традиция. Это песнь зрелых мужей. Песнь панков фолкерам и наоборот. Город растет  -  село умирает, вырастая, ищи новые формы для умирания - это происходит и в тебе. Сергей Есенин - так называется дешевая водка, сделанная в Рязанской области. Камышинский трип Стеньки Разина продолжается. Сарынь НА кичку! Язык на спичку! Немного алкоголя не повредит. Это правильный шум. Костер на мусорной свалке. Залажай цифру. Твоя бабушка никогда не любила панк-рок, люби свою бабушку  -  делай панк-фолк! Песня не синица. Работа не волк. Дорога - это собака, Волга - мать, а Дон - отец. Ока - это тоже нехуевая река! Родина  -  это Дашки, Дашки  -  это Бронкс. На вольных степях Саратова Рязанские подорожники... синий зеленого не разумеет, но понимает.

Данный продукт содержит в себе подборку записанных аутентичных песенных практик осуществленных Красными Свитками в режиме путешествия из Рязани в Ярославль и обратно. Все записи производились на кассетный диктофон. Рязань-Голутвин-Москва-Сергиев Посад-Александров-Ярославль-Москва-Голутвин-Рязань: 6 собак, 1 привокзальная зона, 1 улица, 1 катер, 1 автобус.

Панк и фольклор не могут существовать в отрыве от аутентичной социальной среды, иначе все воспроизведенное будет лишь стилизацией (этно) - проекты панк-фолка всегда осуществляются в движении сквозь родственную ему среду. Фолк - это всегда местность, территория играющего. Панк всегда способ игры на этой местности. Панк-фолк не использует обрядовые песни (они не имеют функционального применения в современном городском пространстве). Панк-фолк - это альтернативное настоящее панк-рока, уже давно ставшего маргинальным отделом в музыкальном супермаркете капитализма и глобализации (С&G). Все попытки Индипендента противопоставить самое себя Системе не заходят дальше "подросткового бунта против своих родителей" и не причиняющих особого ущерба локальных погромов в окрестностях музыкального супермаркета С&G, после концерта какой-нибудь маргинальной супергруппки. Погромы обходятся дешевле (к тому же они по большей части заказаны и запрограммированы самой Системой), чем нивелирование ценностей С&G. Панк-фолк - это альтернативное настоящее фолка, заменяемого (с каждым годом это происходит  (и будет происходить) все быстрее и заметнее) в лучшем случае, реакционными формами законсервированного поп-фолка, в худшем - суррогатным ethno для падких на удобоваримую экзотику представителей среднего класса, который прекрасно дополняет ассортимент на полках, все того же, музыкального супермаркета.

Что касается "шум-рока" и пограничных ему стилей - желательно сотрудничество с его, близкими панк-фолкерам по духу, представителями - дабы панк-фолк не становился сектантским движением. Тем более, это нужно сделать, пока noise не коммерциализировался.

Агонизирующая эпоха постмодернизма, славившая индивидуальность и свободу самовыражения доживает последние дни в сознании современного человечества, а достижения, так  называемой "свободы" добытые в эту эпоху, сейчас, в полную силу эксплуатируются вездесущим капиталистическим монстром. Ныне, у поющего героя-индивидуума нет индивидуальности, а есть маска, которую на него надевает тот или иной формат. На раз-два-три мы все понимаем про ''индивидуальность" того или иного инфантильного педрилы-мученика, с его эдиповым комплексом и прочей фрейдистской шлабрилой, мало того - все ясно н с педофилом-продюсером . Для панк-фолкера такая индивидуальность - ничто. Песенная русская традиция не допускает этого метросексуального эгоцентризма.
Короче, разучивай песни, залезай в электричку и пой. Будет панк-фолк!

***

В условиях глобального информационного пространства, навязываемого в режиме "произвожу-потребляю" современными массмедиа, некоммерческая (собственно, творческая) музыкальная активность сталкивается с проблемой реализации. Любые формы реализации импульса оборачиваются: либо 1) очередным востребованным на музыкальном рынке продуктом, в котором отчужден творчески активный индивид, либо 2) утверждающей какую-либо идею конструкцией, т. е. настроенной на промыв мозгов полусектантской машинерией.

К пункту 1. относятся не только изначально коммерческие проекты, но и так называемый "андерграунд" (вспомним лейбл "Гражданская оборона", все чаще мелькающий на "молодежных праздниках" типа "Окна Открой"). "Андерграунд", влившись в отечественную индустрию шоу-бизнеса, сместил внутрь его н границу между подлинным и "продажным"; причем подлинным-то в этом пространстве оказалась как раз Алена Апина, изначала, без претензии, работающая для тех, кто платит хоть и не так много, но зато стабильно.

К пункту 2. также относятся не только сознательно воспроизводящие идеологему проекты. Они, правда (парадоксальным образом), оказываются наиболее интересными в плане творческом, т. е. - в плане контакта (или скорее конфликта) творческого индивида и с принятой им идеей и с МУЗЫКАЛЬНЫМИ средствами выражения этой идеи (здесь и продолжающей брехтовскую линию, хотя и в другом, "правом" направлении, проект Гапонова, и реализующий идею "все по хуй" оi, н постсоветский православный рор-фолк и пр.). Кроме того, в сферу под пунктом 2 входят и такие стили-направления, в рамках которых не могут (ила же не хотят) отдавать себе отчет в том, что собственно происходит, и что музыкальный мир является лишь частью мира реального. Это, в первую очередь, так называемый "современный авангард" (от SKIFского интернационального термитника до виртуальных экспериментаторов-со-звуком в номинации noise), навязчиво воспроизводящий в своей продукции идею некоего "мира без границ". По-видимому, индивиды, осваивающие этот мир - введу бог весть откуда берущихся средств - поверх границ, не отдают себе отчета в том, что границ может не иметь лишь один мир: экономический. Их, правда, не имеет и мир информационный (виртуальный), который, являясь лишь отражением экономики, все по той же причине (ведь он часть экономики) требует реальности. Способы возмещения недостающей музыкальным проектам реальности банальны и широко известны: алкоголь, наркотики, радикальное блядство, в лучшем случае, санкционированный экстрим для интеллектуалов - типа парашюта или альпинизма.

Punk-фолк проект это один из способов реализации творческого импульса в современном музыкальном мире. "Punk" в этой склейке означает, что любой музыкальный продукт с самого начала его воплощения является отходом. Музыкальное творчество - это тогда умножение отходов, засоряющих реальный (т. е. физически досягаемый для человека) ландшафт. Следовательно ценен не продукт, но процесс продуцирования; значим не потребитель, но случайный слушатель. Составляющая "фолк" намечает материальные основания проекта (воспроизводство русской музыкальной традиции), а также - отсюда - очерчивает действительную территорию его реализации. Таким образом, панк-фолк проект это способ выживания именно этой, живой культуры в условиях глобального информационного пространства в в частности - в условиях организованного по его законам городского пространства:

-        панк-фолк это с необходимостью любительский музыкальный проект;

-        профессиональные народные коллективы, кубанские казачьи хоры, ансамбли песни и пляски и т. п. - выхолощенное до удобоваримости и приносящее неплохое бабло этно - не наш путь;

-        музыкальная образованность, предыдущее участие в разного рода музыкальных проектах, музыкальные навыки - все это не может помешать реализации, но и помочь тоже;

- совершенствование техники исполнения - только в практике исполнения;

-        рunk-фолк живет на подножном корму: он не предполагает денежных инвестиций со стороны (от спонсоров, фондов, партий и т.д. и т.п.) средства в проект вкладывают лишь участники, либо их друзья-знакомые (в частном порядке);

-        одинокое пение в уединении подобно раздумью;

-        материалом для воспроизводства являются: записи этнографических экспедиций (их можно приобрести по минимальной цене по адресу: "Российский Фольклорный Союз" г. Москва, ул. Космонавтов, д. 2, комната 5-16; "Рязанский Центр Народного Творчества" г. Рязань, ул. Урицкого а. 72), записи собственных экспедиций и непосредственно воспринятый в фольклорных студиях от профессиональных этнографов (опять же посредством экспедиционных записей) материал;

-        немного лажи лишь оживляет дело;

-        продукт изначально не предназначен к употреблению: он лишь ставит фиктивную цель (например, сделать альбом, выступить в клубе, на улице и т. п.), весь кайф от совместной реализации который получают участники проекта; потребитель - ничто, случайный слушатель  -  участник проект;

-        этно-панк - культивация национальной оригинальности в условиях упадка стиля; попытка вызвать жалость;

-        странно воспроизводить песни местности, где не был;

-        воспроизводство адекватного иноязычного материала  -  дешевка, его прослушивание  -  необходимая вещь: языки это народы, поющий может оказаться как другом, так и врагом  -  такова история;

-        случайно услышанная в звучании стройных человеческих голосов аутентичная песня для человека всегда праздник; если наоборот, то он либо компрачикос, либо последняя мразь;
-        
-        электрический усилитель звука обычно скрывает немощь поющего: пускай в него онанируют барды и прочая нечисть; усиливающий микрофон подобен фетишу для нарциссического эго;
-        
-        петь с пьяных глаз  -  насиловать не песню, но себя;
-        
-        punk-фолк, как любая творческая деятельность, предполагает наличие досуга и его исчерпание: жрать по выходным с друзьями водку, налаживая просевшую коммуникацию, или коротать вечера в бесплодных разговорах за пивком? совместное пение  -  это реальный способ невербальной коммуникации;
-        
-        не образчики из раздела noise всемирной энциклопедии рокинрола, но  -  реальный, ситуативный шум, предполагающий контакт с социумом и живой традицией.
-        
***

Прежде чем определить, что такое панк-фолк и чем панк-фолк проект отличается от других проектов, зададим себе несколько вопросов, которые помогут нам описать ситуацию.

Что у проекта от фольклора? В науке для обозначения фольклора существовало много разных названий. "Народная поэзия", "народная словесность", "устно-поэтическое творчество народа" и др. Международный термин "фольклор" (англ. Folk  -  народ, Lore  -  знание, мудрость, "народное знание", "народная мудрость") появился в середине XIX века, его предложил английский ученый У.Дж.Томс. Этот и другие термины выделяли признаки отнесенности произведения к народной архаической культуре, многовековое устойчивое существование фольклора в народе, проявлений массовых особенностей народной психики. При этом большинство ученых сходилось на том, что фольклор  -  искусство. Отсюда выводят связь его с художественной литературой или полное их разграничение. Также фольклор трактовали как явление быта.

Однако панк-фолк  -  это не искусство и не явление быта. Не искусство, потому что панк к оному не принадлежит, не быт, потому что панк  -  это празднично-единичное событие. Панковская струя в проекте не дает погрязнуть в идеологическом или научном сектантстве. Панк-фолк это в первую очередь практика и действие.

Временные и социальные рамки песенной культуры? Вся песенная традиция с древнейших времен до ХХ века включительно. В проекте мы поем русские песни  -  солдатские, свадебные, бытовые, лирические и др., связанные с сельской общинной культурой. В региональном аспекте это, главным образом, песни казаков  -  терских, донских, некрасовцев, а также крестьянские песни центральной и южной России. Возможен выход на городские более поздние песни.

Ограничиваемся ли песнями до ХIX  -  ХХ веков? В основном это песни до ХХ века  -  т.е. время существования русской крестьянской общины в разных ее вариантах.

Связь проекта с политической позицией? Панк-фолк проект никак не связан с политикой, но сами панк-фолкеры ближе к анархистской подаче.

Насколько наше творчество  -  продолжение традиции, что нового по сравнению с традицией и современными исполнителями фольклора? В условиях урбанистического общества панк - фолк проект является современным продолжением традиции среди городской культуры. В современной России большинство населения, в том числе и мы, принадлежим к городской культуре. Мы  -  горожане, в частности жители окраин среднего города. Российская урбанизация, чьи особенности, пороки и проблемы отразились и на нашем духовном и физическом мире, в целом завершилась к 90-м годам. Поэтому большинство горожан  -  это горожане в первом, втором и третьем поколениях. Первое и второе поколение горожан еще сохраняют многие черты крестьянского мира, значительная часть из них являются маргиналами. Они еще не совсем горожане, но давно уже не крестьяне. От крестьян они сохраняют трансформированный городской жизнью менталитет. Для них крестьянская традиционная культура, в частности фольклор, еще не является чем-то абсолютно инородным. Для них возможно возобновление традиции, но только в новых условиях урбанизированного и атомизированного общества.

В условиях городского западного общества на протяжении XIX-ХХ веков возник ряд движений и субкультур городских низов. Эти движения выработали огромный пласт культуры взаимодействия, передвижения и отношений с быстроменяющимся урбанизированным капиталистическим миром. В условиях развития капитализма значительные слои населения из городских низов сильно маргинализировались. В 70-е годы в Великобритании и ряде других стран возникло панк-движение. Это был бунт молодежи, в основном из рабочих семей, против системы у условиях постиндустриального общества. Возникнув на Британских островах, панк распространился в других странах, в том числе и в России. К началу XXI века он исчерпал свой бунтарский заряд. Критика современной панк-культуры уже давно стала обычным явлением среди людей, которые сами имели к нему какое-либо отношение. В новых условиях возможен панк-фолк.

Панк-фолк, как течение музыкального андерграунда это попытка выхода за пределы панка на основе традиционной культуры, понятой и сыгранной в условиях спектакля общества и господства поп-музыки. Однако панк-фолк проект против современного секстантства на основе традиционной музыки и культуры. В данном случае помогает панковский демократизм. С другой стороны современное развитие общества потребления и господство установок на максимальное получение удовольствий ставит целый ряд задач по формированию техник и стратегий коммуникаций с социумом. Стратегии, по моему мнению, должны вырабатываться в процессе осуществления проекта с учетом разных уровней существования социума.

Отдельно следует остановиться на отношениях с музыкальной средой. Союзников следует искать как среди секстантов от фольклора, так и среди многочисленных направлений пост-панка (рок-музыки?).

Основной целью панк-фолк проекта является он сам т.е. его ценность в нем самом. Другие цели  -  сохранение, развитие и распространение (не профанация) традиционной культуры. Коммуникация.
© красные свитки
© Devotion, опубликовано: 20 марта 07

// -->