// -->
Содружество литературных сайтов "Сетевая Словесность"







О проекте
Визитки
Свежее
Мелочь
Архив
Авторы
Отзывы
Орнаментализм в изобразительном искусстве
эссе из искусствоведческой статьи
Откуда у современного человека, зачастую не обременённого детальными знаниями об этапах развития человеческой культуры, берётся чувствование орнамента, понимание и знание почти на интуитивном уровне его структурной основы? Почему в смысловых узорах песен Бориса Гребенщикова вдруг сплывает предчувствие футуристического матриархата с намёком на некое особое качество восприятия реальности в грядущем посредством слов: "...когда муж превратится в орнамент, и всем будет править жена..."? Орнаментальное восприятие можно назвать продуктом символического ракурса восприятия бытия? Когда человек пробуждается после глубокого сна, вокруг точки входа в реальность в системе восприятия на некое личностное ядро начинается накручиваться архимедова спираль смыслов, затем возникает вторая спираль, третья... создавая организующую системность восприятия; и эта системность не просто структурна, но в наложении смысловых спиралей друг на друга она орнаменальна.

Орнаметальность можно понимать по-разному. Бытие сознания человека представляет собой замысловатый поток, в котором прихотливым образом накладываются переплетаются в единой симфонии звуки и цвета, запахи вкусы, смыслы и символы, создавая во взаимоналожении некий общий узор, напоминающий иногда метафорически, иногда почти вербально структурность зрительного муара. В психологии восприятия есть понятие "сетчатый образ". Этот феномен можно наблюдать воочию, если оказаться в состоянии между бодрствованием и сном с открытыми глазами. В этом состоянии можно увидеть осознать, и запомнить зрительный образ до того как мозг его проанализирует в своей неосознанной сфере в пространственных и смысловых координатах. И этот образ будет иметь некоторые характеристики орнамента, и в том числе и не организованного орнамента.

Примеры можно продолжать. "...несмотря на... непонятность или вообще неспособность стать понятной, орнаментика на нас всё же действует, хотя и случайно, и не планомерно." (В. Кандинский "О духовном в искусстве") В.Кандинский не очень понимал орнаментальную регулярность, но сама регулярность не есть непременное свойство орнаментальности. И разве некоторые картины самого В. Кандинского не являют примеров орнаментального подхода, если смотреть на явление чуть шире?...

...Многие этнокультуры Востока до сих пор живут в орнаментальной бытовой стихии, погружаясь в неё хотя бы в храмовом или в околохрамовом пространстве. Орнаментация тела в этнокультурах посредством росписи и татуировки носит также часто текстосодержательный характер. Как и росписи камней, скал, некоторых достаточных для этого по величине предметов быта, ткани, если таковая традиция в наличии. Символы, ритмы, способы повтора и его отсутствие, плетение линий и геометрические фигуры, антропоморфные, зооморфные, флористические элементы, все качественные характеристики графики и цвета - всё имеет свой особый смысл и ритм, отчасти построенный на повторе, отчасти использующий вариативные виды изобразительных элементов. И это своего рода явления "протоэтноорнаментализма". Эти натурные элементы, мигрируя на лист и холст художника, создают новое пространство, новое значение, новые семантические ряды, новые культурные протопространства (и, соответственно, новые коды).

Начиная с эпохи Возрождения, орнамент всё более интенсивно "входит" в бытовое пространство европейской культуры. XVII век можно назвать тем временем, когда орнамент "оккупировал" бытовое пространство в России, войдя в интерьер, в орнаментику тканей, в том числе и привозимых с Востока. XVIII и XIX века, постепенно введя в жизнь эстетику настенных обоев, создали "орнаментальный фон" для пространства быта, в то время как орнаментированные ткани в одежде стали использоваться реже.

В настоящее время орнамент на обоях всё больше уступает свои позиции декоративной фактуре как имитации природных фонов, этнических или исторических мотивов, а иногда и урбанистически-интернацинальных. Настенное орнаментирование нельзя назвать в полной мере "орнаментализмом" несмотря и на концептуальность и текстосодержательность некоторых образцов. Возможно, что только авторская монументальная настенная работа, соответствующая по стилю и духу станковому эквиваленту, может быть причастна к собственно "орнаментализму".

Является ли "орнаментализм" новым витком развитии системы письма? Так или иначе, он связан с систематикой письма как графической фиксации речи или шире - с знаковой фиксацией мыслимых образов. Пиктографические свойства "орнаментализма" невозможно подвергать сомнению. С развитием разнообразных форм записи устной речи, а этих форм очень много, с приближением их к фонетической графике, они в какой-то степени теряли содержательность других своих смысловых рядов. Орнамент самого звучания речи, накладываясь на письменную графику, создаёт "муар культурного языкового пространства".

Для людей, не владевших письмом, орнаментация быта и культа восполняла в какой-то степени "измерение письма" в культурном пространстве. И не является ли явление почти поголовной грамотности параллельным утере бытовой орнаментации? Языковые ритмы разных культур отличаются в большей степени, чем ритмы орнамента. Не является ли "ассоциативный язык орнамента" более универсальным, чем фиксация речи? Отчасти это так, иначе миграция орнаментальных мотивов не была столь интенсивной и во много раз опережающей языковую миграцию.

Знаковость орнамента, следует признать, схожа по системности с так называемой народной этимологией. И почти в той же степени является причиной возникновения новых или проявления старых мифологем. Но абстрактное символическое измерение орнаментальной структуры делает её более многомерной, нежели та видимая двумерная плоскостная структура, которая воспринимается органами зрения. Орнаментальность смысла в продуманной орнаментальной структуре, отчасти ритмизированная, отчасти построенная на ассоциативном резонансе, в какой-то степени сродни по форме поэтической и даже в какой-то степени строится по схожим принципам...

...Коллективная концептуальная выставка "Сетчатый образ", которая проходила в Галерее-клубе областной Юношеской библиотеки в 2000 году открыла эту тему для города Рязани в качестве нового проекта, объединяющего работы разных авторов, имеющих свои своеобразные подходы к центральной идее. За год до этого Алексей Акиндинов, участник упомянутого проекта, в рамках своей персональной выставки "Всё узор" выдвинул схожую концепцию как центральную идею своего художественного кредо. И если отдельные работы современных художников, показывающие движение в этом направлении, ещё можно изредка обнаружить, то концептуальные обобщения найти практически невозможно.

Художник Алексей Акиндинов время от времени в Рязани инициирует коллективные выставочные проекты, обыгрывающие тему орнаментальной станковой живописи. Он мыслит данные выставки как важный этап актуализации стиля "орнаментализм", который целенаправленно разрабатывает многие годы. В 2006 году Алексей Акиндинов обозначил 10-летний юбилей "орнаментализма" коллективным выставочным проектом "ОрнаМентальность", который попал в анонсы телеканала Культура. Практически все картины этого художника, выполненные масляными красками на холсте, словно бы сотканы из орнамента. Не отступая от фигуративной структуры композиции на холсте, Алексей Акиндинов создаёт из неё словно бы ковёр, накладывая на стилистически переосмысленные изображения многослойный муар орнаментального коллажа. Сообразуясь со своей логикой, художник наполняет изображение символами, собирая импровизации текстового звучания.

Игорь Сидоров, участник проекта 2010 года, художник из Беларуси, находит выражение некоторых своих композиционно-стилистических размышлений в орнаментальных структурах. Его поиски выразительности почти неизбежно возвращается к мотивам узоров, становящихся персонажами композиций.

Воплощая в образно-цветовых сочетаниях линий, вьющихся и переплетающихся прихотливыми путями и то ли искажающих, то ли проявляющих знакомые зрительные образы, Владислав Ефремов в своих холстах напротив переосмысливает изображение через эмоциональное восприятие структурности фантазийных миров.

В картинах Маргариты Будылёвой орнамент оживает как сказочный текст, как одушевлённый и в то же время неодушевлённый "герой сказочной реальности".

В некоторых своих живописных и графических работах, выполненных в данной стилистической тематике и представленных на выставке, я делаю намеренные смысловые акценты на разных узловых моментах орнамента и разных его ипостасях в рамках особого для каждой картины изобразительной структуры, которая может иметь как символическое, так и текстовое звучание.

Важно отметить, что некий "ареал орнаментализма", если иметь ввиду творчество разных художников, не есть следование какому-либо стилю или какой-либо особой типовой манере. Орнаментализмом можно обозначить некое стилистическое пересечение различных изобразительных путей, идущих от разных истоков и в разных направлениях. Эту мысль может подтвердить наличие в середине 90-х годов на территории России орнаменталистических картин у различных авторов, ещё не знакомых с творчеством друг друга. Но всплеск условного "стилистического резонанса" может вызвать и уже вызывает круги влияния...

...Орнамент традиционно воспринимается чаще всего в двух измерениях, но этих измерений у него может быть гораздо больше, что, должно быть, легче воспринималось человеком ранее. Традиционная орнаментика представляет "культурные коды" в той же степени, что и письменность. Тенденция упрощения языковых систем в рамках развёртывания цивилизации, уже давно рассматриваемая лингвистами, почти синхронизируется с упрощением традиционного "орнаментального языка", превращавшегося шаг за шагом в декоративный и иногда довольно вычурный антураж быта в лучшем случае. Свойства собственно декоративизма - "декорировать", украшать, а в "орнаментализме" первостепенно содержание, текстовое начало.

Любопытное выражение природы структурности в искусстве показывает художественный текст, в котором начинают взаимодействовать смыслы, языковые структурности, символы, графемные схемы букв, их начертание и художественно осмысленное окружение шрифтового поля. Искусство рукописного шрифта и в частности искусство каллиграфии, таким образом, становится важным кирпичиком сложносоставного композиционного целого, которым в частности является Книга, а также её предшественники: папирусы, пергаментные свитки, деревянные и глиняные таблички. Книга сама по себе может являть собой пример художественно переосмысленной системы фракталов и других структурных закономерностей. Книга орнаментальна, поскольку орнаментален сам текст, поскольку традиционно она содержит орнамент в качестве декора, поскольку весь её организм от первой до последней обложки особым орнаментальным образом системно организован. Но орнаментальность книги и текста в частности - особая большая тема, требующая отдельного рассмотрения. "Орнаментализм", в свою очередь, в наиболее ярких своих воплощениях текстосодержателен. Орнаментированная структурность книги, сложившаяся в течение тысячелетий по-своему эргономична, поэтому её не может в полной мере заменить современный экран электронного устройства как предъявитель текста и картинки.

...Системность ментальности некоего уровня имеет выражение в соответствующих структурах, то есть, в соответствующих организационных ритмах рисованного орнамента, музыки, в ритмах, воплощённых как в поэзии, так и не в ритмизированных текстах. Да и в самой структуре языка как письменного, так и устного. В ритме образов в мышлении. В ритмах пластического движения, концентрирующихся в танце. Синтетические виды искусств, такие как театральное, довели структурность до той степени изысканности, когда орнаментальная основа синтеза почти не воспринимается. Все эти формы ритмически сообразуются друг с другом в пределах одной культурной модели и почти синхронно претерпевают изменения вместе с изменениями и эволюцией этой модели, вписываясь в нечто вроде многомерной орнаментальной структуры в пределах общего культурного пространства. Поэтому (среди других причин этого явления) в культуре цивилизаций, проходящих сходные этапы развития, можно заметить сходные черты и даже сходные орнаменты и символы, знаки, которые отчасти становятся доступными и наиболее остро воспринимаемые мышлением из окружающей среды, отчасти кристаллизуются из структуры самой ментальности.

...Интересно отметить то, что если фрактальные закономерности воплощаются в формах скорее как выражение физических законов, то орнаментальные закономерности скорее являются формой выражения психологии человеческого восприятия, и соответственно являются выражением эргономического выстраивания культурного пространства. Намёки на это можно обнаружить в обобщениях восточной философии (в частности в философии буддизма рассматривающего материальную сторону воспринимаемой человеком реальности как украшение). И, как интересную деталь, можно отметить то, что при нынешнем планомерном и целенаправленном уничтожении традиционно сложившейся за последние столетия архитектурной орнаментики, в том числе и в деревянной архитектуре старинных русских городов, эта орнаментика обнаруживается, как бы спонтанно прорастая в информационном поле искусства, как будто бы исподволь проявляясь в других явлениях культуры.

В любом случае, речь идёт о явлении особой самоорганизации в структурном генезе поля искусства, то есть о явлении синергетического характера и глобального масштаба, об одном из проявлений баланса орнаментальности. И это отчасти может объяснить причины того феномена, что в современном искусстве эскизы для прикладных его видов приобретают отчасти станковое звучание и, либо сами становятся  самостоятельными объектами в художественном процессе, либо подвигают на создание подобных объектов тех, кто созерцает их. Однако упрощённое понимание подражательного начала в контексте рассматриваемой ситуации может чрезмерно упростить смысловое содержание. Тем более, что процесс превращения фрагмента прикладного процесса в станковый объект стал сколько-нибудь заметен только в течение нескольких предшествующих настоящему моменту десятилетий.

Существует легенда о том, как Бог решал, давать ли человеку письменность, поскольку с приобщением к письменности человек мог бы утратить многие свои мыслительные способности хотя бы потому, что он, человек, смог бы многое не запоминать, а записывать. Оставим в стороне тему того, как Бог, в конце концов, дал человеку даже и не только письменность, но и электронные носители информации, и какие способности человека в результате утрачиваются и развиваются в связи с этими событиями. (Древнегреческий философ Сократ сетовал на то, что письменность лишает возможности человека думать самостоятельно.) Но орнамент появился, или дан был человеку Богом, как видно из данных археологии, несколько раньше письменности (как и музыка). Можно рассматривать разные ипостаси орнамента: орнамент как подражание природным фактурам и формам, орнамент как утилитарное украшение в смысле обогащения монотонности среды, орнамент как носитель информации подобной текстовой, орнамент как средство воздействия на окружающую среду, орнамент как выражение структурности человеческого мышления...

Однако, можно обратить внимание на то, что в рамках обычного человеческого восприятия в природе нет орнамента. Он возникает или в рамках переосмысления природных феноменов, или в рамках структурной организации среды руками человека. Картинка, нарисованная природой на панцире черепахи, завитки улиток с повторяющимися элементами, срезы раковин аммонитов, пятна на крыльях бабочек, на шкуре змей, демонстрирующие замысловатые и повторяющиеся структуры, похожие на фракталы - это ещё не орнамент, как и папиллярные линии на ладонях человека. Природные формы используют закономерности симметрии (отражения, переноса и т. д.), исходя из целесообразности построения покровительственной окраски, исходя из более экономичных возможностей построения некоторых фрагментов живых форм. Но, может, отчасти восприятие посредством этих форм, имеющихся у человека, посредством папиллярных линий и орнаментализирует мысленную структуру? Хотя невозможно посредством "кожного видения" руки почувствовать "узор" кристаллической решётки или "орнамент" некоторых органических молекул, состоящих из повторяющихся элементов, которые в совокупности составляют именно организованные ритмические структуры, но не собственно орнамент. (Орнамент в первую очередь ритмически организован, а не наоборот.)...

...Если внимательно проанализировать традиционный орнамент, то окажется, что он несёт в себе, кроме всего прочего, и некую генетическую информацию, воспроизводя в своей структурности структурные мотивы ДНК, но вот вопрос - ДНК каких, земных или неземных, существ? Хотя, для подобных существ, возможно, будет более актуальным не ДНК, а хранение и передача информации иными химическими и не химическими способами (в частности, в качестве текстов?). Остаётся, стало быть, открытым вопрос: из глубин ли человеческого "предархетипического" естества кристаллизуется этот элемент, являясь одним из проявлений законов структурности мироздания, или он привнесён извне как информационное зерно иного, нечеловеческого, или даже неземного способа мышления?"


По материалам расширенного варианта статьи "О структурности в композиции" из сборника "Беседы в Мастерской графики" Пресняков М.А. 2009-2010 гг.
© Максимильян Пресняков
© Devotion, опубликовано: 26 октября 10

// -->