Почему я считаю Летова последним русским поэтом |
Неоднократно было отмечено, что характернийший симптом современной поэтической ситуации это отсутствие читателя, отсутствие всякой заинтересованности в поэзии со стороны человека, постороннего литературному процессу. Поскольку ни в талантах, ни в технической изощрённости современных авторов сомневаться не приходиться, по-видимому, поэтический цех неотступно преследует более глубокий вопрос, вопрос о состоятельности и адекватности поэтической формы взаимодействия с миром как таковой.
Если вспомнить, что поэзия в изначальном, греческом смысле (poiesis) это творчество, созидание, и следовательно её сущностным элементом является не только созидатель, но и нуждающийся в созидаемом индивид, вся серьёзность и обоснованность такого вопроса выступает налицо. В самом деле, трудно себе представить бога творчества Прометея, ворующего у олимпийцев огонь неизвестно для кого и зачем, не говоря уже о его печени.
Дар по самой своей природе требует отдачи. На фоне неустанной заботы о возвращении полученного дара, количество в нём нуждающихся (которое складывается из таких же озабоченных возможностью поделиться плюс родных и близких) лишь отмечает фундаментальную неисполненность, ущербность жизни творца (poietes). Невроз, порождаемый такой неудовлетворённостью (и на всех почти поэтических мероприятиях проступающий в плохо скрытом любительской театральщиной "желании понравиться"), стимулирует современного автора на поиск путей к тому, чтобы быть востребованным. Но, как было сказано, за подобной психопатологией проступает более глубокая проблема: возможно ли (и если да, то как?) такой форме жизни как поэзия найти своё место под солнцем реальности, удастся ли ей покинуть кулуарные междусобойчики литературной тусовки и стать нужной современному человеку, или тому, во что он превратился?
Поскольку пойезис, такой, каким мы его знаем, восходит к поэтическим практикам аэдов, наиболее естественным выходом из начинающегося кризиса - в условиях советской массовой культуры - для русскоязычной поэзии стала попытка опереться на уже состоявшиеся песенные формы, как они сложились, например, в поп-музыке (или - в народной культуре, как шансон, где костыли для своей поэтики искали "советские барды"). Вся разветвлённая поэтика т. н. русского рока выросла из такого симбиоза поэзии (подчас пропущенной через бард-культуру) с западной поп-музыкой. Неудивительно, что евро-американская музыкальная индустрия (с её самыми маргинальными сегментами, такими как "уличный" негритянский рэп или даже gothic metal) и по сей день привлекает озабоченных творцов в перспективе добрать недостающей реальности своего поэтического проекта.
Однако поп-музыка является довольно монолитным и притом агрессивным культурным образованием, и воспользоваться её формами для утверждения живого пойезиса оказывается не так-то просто и во всяком случае не безопасно для жизни последнего. В связи с чем можно бы поставить вопрос: состоялся ли русский рок как явление поэтической культуры - и, если нет, то почему - а если да, то как, вопреки чему это произошло?
Несовместимость поэзии и поп-музыки, порождающая подобного рода трудности, обуславливается различием в принципах работы культурного архива в этих областях культуры. В первом случае новизна не только является гарантией попадания авторского пойезиса в культурный архив, но и обеспечивает его длительное пребывание в нём (что называется "плюнуть в вечность"). Понятно, что говоря о новизне творения, мы собственно впадаем в тавтологию, ведь новизна и есть признак не бывшего в мире, т. е. - сотворённого. Во втором случае новизна творческого проекта - гарант лишь кратковременного закрепления в культурной памяти и требуются перманентные усилия для того, чтобы автор мог удержаться там: он вынужден постоянно стимулировать интерес к своему творчеству всё новыми и новыми успехами. Как следствие такой организации культурного архива в поп-музыке возникает устойчивое смещение между биологической и символической смертью, жёстко форматирующее эту сферу культуры максимой "умри вовремя!". И дело тут не только, и не столько в интенсивности творческого проекта в случае поп-звезды: интенсивность поэтического акта Артура Рембо вряд ли уступит таковой Джима Моррисона. Дело в том, что Рембо мог себе позволить, завершив свой творческий проект, ещё дожить жизнью торговца оружием и психогеографа. Для Моррисона это означало бы превратиться в Пола Маккартни. Выше означенная максима Муссолини, успешно апробированная на ниве западного шоу-бизнеса, вместе с позаимствованными из тамошней поп-музыки песенными формами переползла и в русский рок, где была даже цинично озвучена как "умереть настоящей рок-н-ролльной смертью".
Реализация оригинальной поэтики, в случае изначального единства пойезиса с его песенным бытованием, естественно не может опереться на письменную фиксацию, поскольку предполагает укоренённость в живом, звучащем голосе. Аэд должен набрать некоторую "живую массу звучания" в культурной памяти поколения слушателей, чтобы его пойезис передался следующему поколению аэдов и таким образом приблизил автора к той черте популярности, за которой вероятность письменной фиксации экспоненциально возрастает.
Синтетически восстановленное путём симбиоза с поп-музыкой "песенное единство" устанавливает более жёсткие правила выживания творца и его творения. Для реализации творческого проекта порядок поп-музыки требует от поэта не только собственно поэзии и музыкальных идей, но и жутковато-извращённой точности их совпадения: ты должен умереть ровно тогда, когда тебе уже нечего сказать и в то же время твоя способность быть интересным музыкальной публике иссякла. Другими словами, только в жизни "культурного героя и поп-звезды" приходят к единству - проверяемому лишь смертью - два этих плана: "внутреннего содержания" и "музыкально-жизненной формы". В последнюю на самом деле входит не только и не столько песня и работа с саундом, но - всё, что обычно называют стилем, или образом жизни, говоря, что "рок-н-ролл это образ жизни". Поведение на сцене, как форма выражения внутреннего содержания творца, лишь тогда подлинно, когда это поведение является естественным продолжением его повседневной жизни, а эта жизнь - в свою очередь - от природы одарена некоторым требующим выражения внутренним содержанием: для рок-н-ролла это аксиома. Таким образом, с одной стороны, поэт чтобы творить должен постоянно удерживать свою жизнь в выразительном плане музыкальной публичности (не новым произведением - значит светским скандалом или политическим жестом), с другой - умереть вовремя, оказавшись на очень узкой полоске схождения символической и биологической смерти, где "всё уже спето". В этой системе поэт не может пережить себя (как Борис Гребенщиков), но и умереть раньше (как Сергей "Тима" Тимофеев) тоже.
Оставляя за скобками многочисленные примеры, можно теперь спросить, была ли кому-либо удача удержаться на этой узкой полоске и исполнить себя в русском роке? Да, была, и этот рок-герой - Виктор Цой. Однако, занимает ли Цой какое-то место в истории русской поэтической культуры? Другими словами, можно ли приписать этому культурному герою минувшего и рок-звезде первой величины создание оригинальной поэтики? По-видимому, нет, и вот почему. Цой, как и абсолютное большинство поэтов русского рока, заимствовал уже готовые песенные формы из западной поп-музыки, используя их как своего рода костыли выражения. Синтез рок-н-ролла и поэзии не достиг в его творчестве органического единства именно ввиду такого заимствования. Рок-н-ролльная форма и живое внутреннее содержание творца как бы разминулись в его песне, вследствие чего произошла подмена: содержанием, хотя и не менее живым, чем собственное внутреннее, стала современная тогда для СССР идея свободы. Цой стал рок-героем потому, что органично, конъюнктурно в самом лучшем смысле этого слова, воспринял - на уровне жизненно-музыкального, рок-н-ролльного выражения - эту идею свободы, и не успел в ней разочароваться. Понятно, что для такого извне воспринятого содержания оказалось достаточно и оттуда же перенесённой - почти без каких-либо изменений - рок-н-ролльной формы.
Но значит ли это, что в синтетическом единстве поэзии и музыки на русской почве не были реализованы поэтические проекты? Что в рамках бардовской песни или русскоязычного рок-н-ролла не создано оригинальных поэтик? Конечно, не значит. Стоит вспомнить хотя бы Высоцкого, кажется единственного советского поэта систематически разрабатывавшего форму баллады в рамках своей бардовской поэтики. По-видимому, процесс вторичного синтеза поэзии с песенными практиками был исторически закономерен как выход поэзии из подстерегавшего её во второй половине ХХ в. кризиса востребованности. И поэт, который - ввиду полного совпадения своего поэтического проекта с жизненным - оказывался у нас "больше, чем поэтом", достигал такой своей исполненности именно в рамках бардовского и рок-н-ролльного синтеза с песней. Когда ни Маяковский, ни Хлебников, ни Введенский, ни Мандельштам стали невозможны, собственно поэтами, творцами оказались не идеологически ангажированные и текстуализованные Бродский с Евтушенко, а - Высоцкий и Летов. Однако, речь в данном случае идёт о рок-н-ролльном синтетическом единстве поэзии с песенными практиками, а следовательно - о последнем из выше перечисленных.
В двух строчках из двух песен, охватывающих два разных периода в творчестве Игоря "Егора" Летова (где первый связан с началом народной популярности и попаданием в культурный архив, а второй - с роспуском группы на пике этой популярности и самоудалением себя из архива) отражено то отношение, та дистанция к порядку песенных форм, которая в конечном счёте позволила выжить живой поэзии Летова и состояться её творцу в агрессивной среде поп-музыки. Первая, это строчка из песни с альбома "Попс": "какая попсня - вырубите на хуй!", и вторая - из "Ста лет одиночества", в которой свобода и поражение связываются в отношении необходимой взаимообусловленности. В сущности, в двух этих строчках отражено понимание негативности свободы - необходимости её возобновления вновь и вновь - в ситуации любого порядка, в том числе и в данном случае - порядка поп-музыки, в синтез с которым вступает требующее поэтического выражения, собственно содержательное нутро Летова. У системы, и у массовой культуры как её конкретного воплощения, невозможно выиграть, ей можно только не проиграть. В отличие от Цоя, Летов чувствовал эту негативность свободы и, возможно, поэтому в отличие от Цоя он в рок-н-ролле оказался скорее культурным героем и этим "больше, чем поэтом", нежели рок-звездой.
Такое "я всегда буду против" не следует трактовать как свойственный западной панк-культуре (из которой конечно же черпал Летов) нигилизм. Речь идет о расчистке плацдарма для таких в самом подлинном смысле слова лирических творений как "Сто лет..." и "Зачем снятся сны". Летовская энергия бунта и разрушения позволила ему очистить песенную форму поп-музыки, сделав её пригодной для выражения собственного содержания, для реализации своей поэтики. К слову сказать, панку это не удалось ни на европейской, ни на североамериканской почве, где он потерпел полное поражение от шоу-бизнеса, если не сдох. Понятно, что такого рода отрицающая себя рок-н-ролльная форма ковалась как продолжение жизни самого её творца, причём - и в этом феномен Летова - жизнь его никогда не "залипала" на голом самоотрицании, оборачивающемся в конечном счёте чистой тягой к смерти (как это, по-видимому, произошло и с Янкой, и с Башлачёвым). В любом самом нигилистическом и безысходном произведении Летова не исчезает этот содержательный собственно летовский слой, положительное внутреннее поэта. Речь идёт в общем-то о некоем внутреннем и всегда возобновляемом сообщении миру, о том самом "есть, что сказать", обычно называемом талантом: "воробьиная, истошная, отчаянная, хищная, неистовая стая голосит во мне", как он говорит об этом. Поэтому органичность и самобытность песенной формы, как бы обслуживающей вручаемое ей внутреннее содержание, является необходимым условием исполненности поэтического проекта Летова и реализации летовской поэтики: рок-н-ролльная жизненная форма лишь в естественном процессе своего произрастания могла "притереться" к внутреннему содержанию своего творца, поэта, чтобы выразить его. Летов-поэт не мог позволить себе, чтобы Летов-рок-звезда скопировал для выражения своего внутреннего саунд, например, "The Cure". Известно, что последние 10 лет своего творческого пути он активно экспериментировал с ламповыми усилителями и всевозможными "примочками", не переставая искать звук своего, собственного, сибирского рок-н-ролла. И это была поэтическая задача в самом традиционном её виде работы с поэтической формой.
Кроме прочего, такого рода оригинальная рок-н-ролльная форма, включающая в себя элемент самоотрицания и негативности, позволяла живому творцу, её хозяину, удерживать порядок поп-музыки (с его "вечно голодным" архивом) на некоторой дистанции. Переломным моментом и решающим жестом для обретения этой свободы формы был роспуск в 90-ом, на пике популярности, "Гражданской обороны" и создание проекта с нарочито некоммерческим названием "Егор и Опизденевшие". В этом пункте Летов так сказать "поимел" шоу-бизнес и шире - поп-музыку: с тех пор - беспрецедентный случай в российском шоу-бизнесе - он мог когда угодно исчезать из короткой памяти поп-архива и возвращаться туда. Для Летова как поэта, реализующего свой пойезис в синтетической рок-н-ролльной форме это означало иметь возможность заниматься своими делами - исполнять своё поэтическое призвание, жить поэтом, не подчиняя свою жизнь жесткому принципу поп-архива, требующего от творца новизны любой ценой под угрозой исторжения из культурной памяти. И, вместе с тем, - позволяло использовать все преимущества песенной формы в плане сохранения поэзией адекватности перед лицом стремительно быдловеющего мира.
Насколько величественным является поэтический проект Летова, настолько же жалкой и беспомощной выглядит попытка заархивировать его смерть, сделать её "рок-н-ролльной". Поп-культурная короткая память, из которой в очередной раз начал исчезать Летов, сказав, что "наверно, это наш последний альбом", затребовала - в силу своего устройства - новых инвестиций, пусть бы они случились в форме скандальной поп-смерти: из Летова поднатужились сделать рок-звезду. Понятно ведь, что изнутри поп-архива невозможно увидеть как оттуда исчезает человек, своей печенью, а порой и сердцем, кормивший зевсова орла, т. е. человек, живший жизнью поэта, а потому и умерший его смертью.
Так или иначе, следует констатировать, что на русской почве рок-н-ролльный синтез песни с пойезисом состоялся, благодаря чему поэзия как форма взаимодействия с миром выжила, чтобы - в свою очередь - умереть вместе с последним поэтом, т. е. с последним человеком, которому посчастливилось прожить жизнь поэта. Исполненность такой жизни оказалась возможна отнюдь не на голом призвании и готовности принести жизнь в жертву поэзии, но благодаря непрестанному внимательному труду над рок-н-ролльной формой и личной удаче творца.
По-видимому, лучшим способом почтить память Летова, будет попытаться найти и утвердить новую форму существования поэзии. Возможно, после реализации синтетического песенного единства нам остаётся лишь поэзия без поэта, так же как и без читателя. Поэзия, обращённая к человеку в творце, когда он получает возможность сам стать своим творцом, отводя читателю роль добровольного соучастника в таком предприятии, при условии если данный пойезис оказывается обращённым к человеку и в нём тоже. На месте вопроса о том, зачем поэзия нужна людям, так называемому поэту следовало бы поставить вопрос: "Зачем, в первую очередь, она нужна мне?" Этот вопрос "о месте поэта в рабочем строю", на который в эпоху модерна, так или иначе, вынуждены были отвечать все пишущие, должен быть со всей честностью и серьёзностью возобновлён - за неимением эпохи - в отношении своей жизни. Пора бы понять, что вдохновение есть лишь необходимое условие творчества, но его ещё отнюдь недостаточно.
Этот текст посвящается Игорю "Егору" Фёдоровичу Летову, последнему поэту.
Если вспомнить, что поэзия в изначальном, греческом смысле (poiesis) это творчество, созидание, и следовательно её сущностным элементом является не только созидатель, но и нуждающийся в созидаемом индивид, вся серьёзность и обоснованность такого вопроса выступает налицо. В самом деле, трудно себе представить бога творчества Прометея, ворующего у олимпийцев огонь неизвестно для кого и зачем, не говоря уже о его печени.
Дар по самой своей природе требует отдачи. На фоне неустанной заботы о возвращении полученного дара, количество в нём нуждающихся (которое складывается из таких же озабоченных возможностью поделиться плюс родных и близких) лишь отмечает фундаментальную неисполненность, ущербность жизни творца (poietes). Невроз, порождаемый такой неудовлетворённостью (и на всех почти поэтических мероприятиях проступающий в плохо скрытом любительской театральщиной "желании понравиться"), стимулирует современного автора на поиск путей к тому, чтобы быть востребованным. Но, как было сказано, за подобной психопатологией проступает более глубокая проблема: возможно ли (и если да, то как?) такой форме жизни как поэзия найти своё место под солнцем реальности, удастся ли ей покинуть кулуарные междусобойчики литературной тусовки и стать нужной современному человеку, или тому, во что он превратился?
Поскольку пойезис, такой, каким мы его знаем, восходит к поэтическим практикам аэдов, наиболее естественным выходом из начинающегося кризиса - в условиях советской массовой культуры - для русскоязычной поэзии стала попытка опереться на уже состоявшиеся песенные формы, как они сложились, например, в поп-музыке (или - в народной культуре, как шансон, где костыли для своей поэтики искали "советские барды"). Вся разветвлённая поэтика т. н. русского рока выросла из такого симбиоза поэзии (подчас пропущенной через бард-культуру) с западной поп-музыкой. Неудивительно, что евро-американская музыкальная индустрия (с её самыми маргинальными сегментами, такими как "уличный" негритянский рэп или даже gothic metal) и по сей день привлекает озабоченных творцов в перспективе добрать недостающей реальности своего поэтического проекта.
Однако поп-музыка является довольно монолитным и притом агрессивным культурным образованием, и воспользоваться её формами для утверждения живого пойезиса оказывается не так-то просто и во всяком случае не безопасно для жизни последнего. В связи с чем можно бы поставить вопрос: состоялся ли русский рок как явление поэтической культуры - и, если нет, то почему - а если да, то как, вопреки чему это произошло?
Несовместимость поэзии и поп-музыки, порождающая подобного рода трудности, обуславливается различием в принципах работы культурного архива в этих областях культуры. В первом случае новизна не только является гарантией попадания авторского пойезиса в культурный архив, но и обеспечивает его длительное пребывание в нём (что называется "плюнуть в вечность"). Понятно, что говоря о новизне творения, мы собственно впадаем в тавтологию, ведь новизна и есть признак не бывшего в мире, т. е. - сотворённого. Во втором случае новизна творческого проекта - гарант лишь кратковременного закрепления в культурной памяти и требуются перманентные усилия для того, чтобы автор мог удержаться там: он вынужден постоянно стимулировать интерес к своему творчеству всё новыми и новыми успехами. Как следствие такой организации культурного архива в поп-музыке возникает устойчивое смещение между биологической и символической смертью, жёстко форматирующее эту сферу культуры максимой "умри вовремя!". И дело тут не только, и не столько в интенсивности творческого проекта в случае поп-звезды: интенсивность поэтического акта Артура Рембо вряд ли уступит таковой Джима Моррисона. Дело в том, что Рембо мог себе позволить, завершив свой творческий проект, ещё дожить жизнью торговца оружием и психогеографа. Для Моррисона это означало бы превратиться в Пола Маккартни. Выше означенная максима Муссолини, успешно апробированная на ниве западного шоу-бизнеса, вместе с позаимствованными из тамошней поп-музыки песенными формами переползла и в русский рок, где была даже цинично озвучена как "умереть настоящей рок-н-ролльной смертью".
Реализация оригинальной поэтики, в случае изначального единства пойезиса с его песенным бытованием, естественно не может опереться на письменную фиксацию, поскольку предполагает укоренённость в живом, звучащем голосе. Аэд должен набрать некоторую "живую массу звучания" в культурной памяти поколения слушателей, чтобы его пойезис передался следующему поколению аэдов и таким образом приблизил автора к той черте популярности, за которой вероятность письменной фиксации экспоненциально возрастает.
Синтетически восстановленное путём симбиоза с поп-музыкой "песенное единство" устанавливает более жёсткие правила выживания творца и его творения. Для реализации творческого проекта порядок поп-музыки требует от поэта не только собственно поэзии и музыкальных идей, но и жутковато-извращённой точности их совпадения: ты должен умереть ровно тогда, когда тебе уже нечего сказать и в то же время твоя способность быть интересным музыкальной публике иссякла. Другими словами, только в жизни "культурного героя и поп-звезды" приходят к единству - проверяемому лишь смертью - два этих плана: "внутреннего содержания" и "музыкально-жизненной формы". В последнюю на самом деле входит не только и не столько песня и работа с саундом, но - всё, что обычно называют стилем, или образом жизни, говоря, что "рок-н-ролл это образ жизни". Поведение на сцене, как форма выражения внутреннего содержания творца, лишь тогда подлинно, когда это поведение является естественным продолжением его повседневной жизни, а эта жизнь - в свою очередь - от природы одарена некоторым требующим выражения внутренним содержанием: для рок-н-ролла это аксиома. Таким образом, с одной стороны, поэт чтобы творить должен постоянно удерживать свою жизнь в выразительном плане музыкальной публичности (не новым произведением - значит светским скандалом или политическим жестом), с другой - умереть вовремя, оказавшись на очень узкой полоске схождения символической и биологической смерти, где "всё уже спето". В этой системе поэт не может пережить себя (как Борис Гребенщиков), но и умереть раньше (как Сергей "Тима" Тимофеев) тоже.
Оставляя за скобками многочисленные примеры, можно теперь спросить, была ли кому-либо удача удержаться на этой узкой полоске и исполнить себя в русском роке? Да, была, и этот рок-герой - Виктор Цой. Однако, занимает ли Цой какое-то место в истории русской поэтической культуры? Другими словами, можно ли приписать этому культурному герою минувшего и рок-звезде первой величины создание оригинальной поэтики? По-видимому, нет, и вот почему. Цой, как и абсолютное большинство поэтов русского рока, заимствовал уже готовые песенные формы из западной поп-музыки, используя их как своего рода костыли выражения. Синтез рок-н-ролла и поэзии не достиг в его творчестве органического единства именно ввиду такого заимствования. Рок-н-ролльная форма и живое внутреннее содержание творца как бы разминулись в его песне, вследствие чего произошла подмена: содержанием, хотя и не менее живым, чем собственное внутреннее, стала современная тогда для СССР идея свободы. Цой стал рок-героем потому, что органично, конъюнктурно в самом лучшем смысле этого слова, воспринял - на уровне жизненно-музыкального, рок-н-ролльного выражения - эту идею свободы, и не успел в ней разочароваться. Понятно, что для такого извне воспринятого содержания оказалось достаточно и оттуда же перенесённой - почти без каких-либо изменений - рок-н-ролльной формы.
Но значит ли это, что в синтетическом единстве поэзии и музыки на русской почве не были реализованы поэтические проекты? Что в рамках бардовской песни или русскоязычного рок-н-ролла не создано оригинальных поэтик? Конечно, не значит. Стоит вспомнить хотя бы Высоцкого, кажется единственного советского поэта систематически разрабатывавшего форму баллады в рамках своей бардовской поэтики. По-видимому, процесс вторичного синтеза поэзии с песенными практиками был исторически закономерен как выход поэзии из подстерегавшего её во второй половине ХХ в. кризиса востребованности. И поэт, который - ввиду полного совпадения своего поэтического проекта с жизненным - оказывался у нас "больше, чем поэтом", достигал такой своей исполненности именно в рамках бардовского и рок-н-ролльного синтеза с песней. Когда ни Маяковский, ни Хлебников, ни Введенский, ни Мандельштам стали невозможны, собственно поэтами, творцами оказались не идеологически ангажированные и текстуализованные Бродский с Евтушенко, а - Высоцкий и Летов. Однако, речь в данном случае идёт о рок-н-ролльном синтетическом единстве поэзии с песенными практиками, а следовательно - о последнем из выше перечисленных.
В двух строчках из двух песен, охватывающих два разных периода в творчестве Игоря "Егора" Летова (где первый связан с началом народной популярности и попаданием в культурный архив, а второй - с роспуском группы на пике этой популярности и самоудалением себя из архива) отражено то отношение, та дистанция к порядку песенных форм, которая в конечном счёте позволила выжить живой поэзии Летова и состояться её творцу в агрессивной среде поп-музыки. Первая, это строчка из песни с альбома "Попс": "какая попсня - вырубите на хуй!", и вторая - из "Ста лет одиночества", в которой свобода и поражение связываются в отношении необходимой взаимообусловленности. В сущности, в двух этих строчках отражено понимание негативности свободы - необходимости её возобновления вновь и вновь - в ситуации любого порядка, в том числе и в данном случае - порядка поп-музыки, в синтез с которым вступает требующее поэтического выражения, собственно содержательное нутро Летова. У системы, и у массовой культуры как её конкретного воплощения, невозможно выиграть, ей можно только не проиграть. В отличие от Цоя, Летов чувствовал эту негативность свободы и, возможно, поэтому в отличие от Цоя он в рок-н-ролле оказался скорее культурным героем и этим "больше, чем поэтом", нежели рок-звездой.
Такое "я всегда буду против" не следует трактовать как свойственный западной панк-культуре (из которой конечно же черпал Летов) нигилизм. Речь идет о расчистке плацдарма для таких в самом подлинном смысле слова лирических творений как "Сто лет..." и "Зачем снятся сны". Летовская энергия бунта и разрушения позволила ему очистить песенную форму поп-музыки, сделав её пригодной для выражения собственного содержания, для реализации своей поэтики. К слову сказать, панку это не удалось ни на европейской, ни на североамериканской почве, где он потерпел полное поражение от шоу-бизнеса, если не сдох. Понятно, что такого рода отрицающая себя рок-н-ролльная форма ковалась как продолжение жизни самого её творца, причём - и в этом феномен Летова - жизнь его никогда не "залипала" на голом самоотрицании, оборачивающемся в конечном счёте чистой тягой к смерти (как это, по-видимому, произошло и с Янкой, и с Башлачёвым). В любом самом нигилистическом и безысходном произведении Летова не исчезает этот содержательный собственно летовский слой, положительное внутреннее поэта. Речь идёт в общем-то о некоем внутреннем и всегда возобновляемом сообщении миру, о том самом "есть, что сказать", обычно называемом талантом: "воробьиная, истошная, отчаянная, хищная, неистовая стая голосит во мне", как он говорит об этом. Поэтому органичность и самобытность песенной формы, как бы обслуживающей вручаемое ей внутреннее содержание, является необходимым условием исполненности поэтического проекта Летова и реализации летовской поэтики: рок-н-ролльная жизненная форма лишь в естественном процессе своего произрастания могла "притереться" к внутреннему содержанию своего творца, поэта, чтобы выразить его. Летов-поэт не мог позволить себе, чтобы Летов-рок-звезда скопировал для выражения своего внутреннего саунд, например, "The Cure". Известно, что последние 10 лет своего творческого пути он активно экспериментировал с ламповыми усилителями и всевозможными "примочками", не переставая искать звук своего, собственного, сибирского рок-н-ролла. И это была поэтическая задача в самом традиционном её виде работы с поэтической формой.
Кроме прочего, такого рода оригинальная рок-н-ролльная форма, включающая в себя элемент самоотрицания и негативности, позволяла живому творцу, её хозяину, удерживать порядок поп-музыки (с его "вечно голодным" архивом) на некоторой дистанции. Переломным моментом и решающим жестом для обретения этой свободы формы был роспуск в 90-ом, на пике популярности, "Гражданской обороны" и создание проекта с нарочито некоммерческим названием "Егор и Опизденевшие". В этом пункте Летов так сказать "поимел" шоу-бизнес и шире - поп-музыку: с тех пор - беспрецедентный случай в российском шоу-бизнесе - он мог когда угодно исчезать из короткой памяти поп-архива и возвращаться туда. Для Летова как поэта, реализующего свой пойезис в синтетической рок-н-ролльной форме это означало иметь возможность заниматься своими делами - исполнять своё поэтическое призвание, жить поэтом, не подчиняя свою жизнь жесткому принципу поп-архива, требующего от творца новизны любой ценой под угрозой исторжения из культурной памяти. И, вместе с тем, - позволяло использовать все преимущества песенной формы в плане сохранения поэзией адекватности перед лицом стремительно быдловеющего мира.
Насколько величественным является поэтический проект Летова, настолько же жалкой и беспомощной выглядит попытка заархивировать его смерть, сделать её "рок-н-ролльной". Поп-культурная короткая память, из которой в очередной раз начал исчезать Летов, сказав, что "наверно, это наш последний альбом", затребовала - в силу своего устройства - новых инвестиций, пусть бы они случились в форме скандальной поп-смерти: из Летова поднатужились сделать рок-звезду. Понятно ведь, что изнутри поп-архива невозможно увидеть как оттуда исчезает человек, своей печенью, а порой и сердцем, кормивший зевсова орла, т. е. человек, живший жизнью поэта, а потому и умерший его смертью.
Так или иначе, следует констатировать, что на русской почве рок-н-ролльный синтез песни с пойезисом состоялся, благодаря чему поэзия как форма взаимодействия с миром выжила, чтобы - в свою очередь - умереть вместе с последним поэтом, т. е. с последним человеком, которому посчастливилось прожить жизнь поэта. Исполненность такой жизни оказалась возможна отнюдь не на голом призвании и готовности принести жизнь в жертву поэзии, но благодаря непрестанному внимательному труду над рок-н-ролльной формой и личной удаче творца.
По-видимому, лучшим способом почтить память Летова, будет попытаться найти и утвердить новую форму существования поэзии. Возможно, после реализации синтетического песенного единства нам остаётся лишь поэзия без поэта, так же как и без читателя. Поэзия, обращённая к человеку в творце, когда он получает возможность сам стать своим творцом, отводя читателю роль добровольного соучастника в таком предприятии, при условии если данный пойезис оказывается обращённым к человеку и в нём тоже. На месте вопроса о том, зачем поэзия нужна людям, так называемому поэту следовало бы поставить вопрос: "Зачем, в первую очередь, она нужна мне?" Этот вопрос "о месте поэта в рабочем строю", на который в эпоху модерна, так или иначе, вынуждены были отвечать все пишущие, должен быть со всей честностью и серьёзностью возобновлён - за неимением эпохи - в отношении своей жизни. Пора бы понять, что вдохновение есть лишь необходимое условие творчества, но его ещё отнюдь недостаточно.
Этот текст посвящается Игорю "Егору" Фёдоровичу Летову, последнему поэту.